Школьный этап 11 класс 2015 год

Автор: Злой_кек | от 23.01.2016, 15:34 | посмотрело: 2760

0

Шифр

  

Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2015/2016 учебный год

школьный этап

11 класс

Часть I.  Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа

из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 35

(по 1 баллу за каждое тестовое задание)

1.В лейкопластах не может происходить:

а) синтез АТФ;                   б) синтез гликогена;

в) синтез белка;                  г) синтез крахмала .

2.Заболевание пеллагра, которое еще до середины XX века было характерно для жителей южных штатов США, питающихся в основном кукурузой, вызвано дефицитом :

а) липоевой кислоты;        б) никотиновой кислоты;

в) цинка;                             г) холина.

 3.Если от брака мужчины-дальтоника и женщины, отец которой был дальтоник, родится сын, то вероятность того, что он будет дальтоником, составляет:

а) 25% ;                          б) 50%;

в) 100%;                         г) 75%.

4.Кристы митохондрий представляет собой:

а) комплексы белков с РНК;            б) складки внутренней мембраны;

в) сложные белковые комплексы;   г) складки наружной мембраны.

5.Из перечисленных веществ полимером является:

а) рибосома;                                       б) АТФ;

в) АДФ;                                               г) целлюлоза.

6.Из перечисленных элементов в живых клетках в наибольшем количестве присутствует:

а) калий;                                         б) хлор;

в) водород;                                      г) натрий.

7.Первые сосудистые растения появились в:

а) палеозое;                                     б) мезозое;

в) протерозое;                                 г) архее .

8.Лизосомы служат для:

а) расщепления полимеров до мономеров;     б) клеточной подвижности;

в) синтеза полисахаридов;                                 г) преобразовании АТФ.

9.Гидрофобными веществами являются:

а) витамин B12;                                б) витамин C;

в) витамин A;                                   г) витамин B1 .

10.При скрещивании черного кота с рыжей кошкой в потомстве:

а) все кошки будут рыжими;    б) все коты будут рыжими;

в) все котята будут черными;   г) все котята будут рыжими.

11.Какой тип клеток могут предоставить наилучшую возможность для изучения лизосом:

а) клетка-макрофаг;                  б) нервная клетка;

в) клетка листа растения;         г) мышечная клетка.

12.В результате мейоза образуется:

а) 2 диплоидные клетки ;                              б) 4 диплоидные клетки;

в) 2 гаплоидные клетки;                                г) 4 гаплоидные клетки .

13.Какое вещество обычно не встречается в клубочковом фильтрате у млекопитающих:

а) глюкоза;                                                        б) мочевина;

в) белки плазмы;                                               г) аминокислоты.

14.Расщепление в отношении 3:1 наблюдается при скрещивании:

а) двух гетерозиготных особей при неполном доминировании;                                         

 б) двух гомозиготных рецессивных особей;

в) двух гомозиготных доминантных особей; 

г) двух гетерозиготных особей при полном доминировании.

15.Полиплоиды возникают в результате:

а) генных мутаций;                                     б) комбинативной изменчивости;

в) хромосомных мутаций;                          г) геномных мутаций.

 16.Цветок с верхней завязью имеется у:

а) кабачка;                                                     б) одуванчика;

в) гороха;                                                       г) груши.

17.У какого растения стержневая корневая система:

а) лилия;                                                         б) гиацинт;

в) нарцисс;                                                      г) петуния.

18.Усики гороха – это видоизмененные:

а) прилистники ;                                             б) листочки сложного листа;

в) боковые побеги;                                          г) пазушные почки.

19.Плод у репы называется:

а) клубень;                                                        б) стручок;

в) корнеклубень;                                              г) корнеплод.

20.Кобальт входит в состав:

а) гемоглобина;                                   б) витамин B12;

в) инсулина;                                         г) тРНК.

21.Какие птицы на период линьки теряют способность к полету:

а) аисты;                                          б) колибри;

в) гуси;                                             г) воробьи.

22.У каких моллюсков кишечник проходит через желудочек сердца:

а) беззубка;                  

б) малый прудовик;

в) виноградная улитка; 

 г) кальмар.

23.Личинки каких насекомых лишены членистых конечностей:

а) чешуекрылых ;                                          б) жесткокрылых;

в) полужесткокрылых;                                  г) двукрылых.

24.Плоской костью является:

а) бедренная;                                                 б) грудина;

в) локтевая;                                                   г) малая берцовая.

25.Ядрышко в процессе митоза образуется в:

а) анафазе;                                                    б) метафазе;

в) профазе;                                                    г) телофазе.

26.Эритроциты разрушаются в:

а) тимусе;                                                     б) желтом косном мозге ;

в) печени;                                                      г) поджелудочной железе.

27.Скелет клетки образуют микротрубочки и нити расположенные:

а) в ядре;                                                        б) в вакуолях;

в) в лизосомах;                                              г) в цитоплазме.

28.Единый комплекс с рибосомой, обеспечивающий биосинтез белка клетки составляет :

а) эндоплазматическая сеть;                         б) плазматическая мембрана;

в) лейкопласт;                                                 г) цитоплазма.

29.Процесс расщепления молекул воды на протоны, электроны и атомы кислорода называют:

а) гликолизом;                                                б) фагоцитозом;

в) метаболизмом;                                            г) фатолизом.

30.Отрезок молекулы ДНК, контролирующий синтез одной полипептидной цепи белка называют:

а) нуклеотидом;                                         б) триплетом;

в) генетическим кодом;                             г) геном.

31.Какой тип развития животных ведет к ослаблению конкуренции между родителями и потомством:               

а) прямое;                                                    б) с превращением;

в) зародышевое;                                           г) постэмбриональное.

32.Увеличение массы свиньи при улучшении им рациона кормления – причина изменчивости:

а) модификационной;                                 б) соотносительной ;

в) мутационной;                                           г) геномной.

33.На уровне какой элементарной структуры вида проявляется действие естественного отбора:

а) вида;                                                          б) организма;

в) популяции ;                                               г) биоценоза.

34.Пример атавизма у человека:

а) многососковость;                                      б) третье веко;

в) позвоночник;                                             г) молочные железы.

35.Какой тип биотических связей между березой и грибом-трутовиком:

а) симбиоз;                                                    б) паразитизм;

в) конкуренция;                                             г) хищничество.

 

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех

возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное

количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

1.Укажите примеры симбиотических отношений-

1)между березами и грибами- трутовиками; 2)между носорогом и воловьими птицами; 3)между рыбами – прилипалами и акулами; 4)между ежами и землеройками; 5)между актинией и раком – отшельником; 6)между синицами и мышами в одном лесу.

а) 1, 2, 3;                                                                         б) 1, 2, 6;

в) 1, 3, 4;                                                                         г) 2, 5, 6;

д) 2, 3, 5.

2.Почему агроценоз не является устойчивой экосистемой -

1)в нем нет пищевых цепей;  2)в нем короткие пищевые цепи; 3)в нем отсутствуют редуценты; 4)в нем отсутствуют консументы; 5)в нем преобладают продуценты одного вида; 6)в нем небольшое число видов.

а) 1, 3,5;                                                                        б) 1,4, 6;

в) 1,2,4;                                                                        г) 2,5,6;

д) 3, 5,6.

3.Укажите этапы процесса пищеварения в тонкой кишке–

1)полостное пищеварение; 2)пристеночное пищеварение; 3)активизация поджелудочного сока; 4)образование пищевой кашицы; 5)всасывание большей части воды; 6)всасывание основных питательных веществ.

а) 1, 3, 4;                                                                       б) 1, 2, 6;

в) 2, 3, 6;                                                                       г) 2, 4, 5;

д) 3, 5, 6.

4.Укажите функции соляной кислоты в процессе пищеварения –

1)уничтожает болезнетворные организмы; 2)предохраняет стенки желудка от механических повреждений и самопереваривания; 3)повышает активность ферментов желудочного сока; 4)усиливает движение кишки и способствует выделению сока из поджелудочной железы; 5)способствует перевариванию белков;6)в ней содержится большое количество ферментов, которые действуют на все виды органических веществ.

а) 1, 2, 4;                                                                       б) 1, 3, 5;

в) 1, 4, 5;                                                                       г) 2, 3, 6;

д) 2, 5, 6.

5.Чем человек отличается от человекообразных обезьян -

1)наличием четырехкамерного сердца;2)прямохождением;3)наличием сводчатой стопы; 4)наличием ногтей; 5)S-образным позвоночником; 6)заменой молочных зубов на постоянные.

а) 1,4,6;                                                                           б) 3,4,6;

в) 2,3,5;                                                                           г) 2,5,6;

д) 3,5,6.

6.Укажите отряды класса Земноводные–

1)отряд Чешуйчатые; 2)отряд Хвостатые; 3)отряд Хищные; 4)отряд Бесхвостые; 5)отряд Черепахи; 6)отряд Безногие.

а) 1,  3, 5;                                                                         б) 1, 2, 6;

в) 1, 3, 4;                                                                         г) 2, 3, 5;

д) 2, 4, 6.

7.Укажите растения отдела Мохообразных-

1)кукушкин лен; 2)щитовник мужской; 3)асплениум; 4)сфагнум; 5)венерин волос; 6)маршанция.

а) 1, 3, 5;                                                                        б) 1, 5, 6;

в) 1, 4, 6;                                                                        г) 2, 3, 4;

д) 3, 4, 6.

8.Какие из перечисленных примеров можно отнести к ароморфозам–

1)развитие семян у голосеменных растений;2)развитие большого числа боковых корней у капусты после окучивания; 3)образование сочной мякоти у плода бешеного огурца; 4)выделение душистым табаком пахучих веществ; 5)двойное оплодотворение у цветковых растений; 6)появление у растений механических тканей.

а) 1, 3, 4;                                                                       б) 1, 5, 6;

в) 2, 3, 4;                                                                       г) 2, 4, 5;

д) 3, 5, 6.

9. Укажите виды наследственной изменчивости–

1)мутационная; 2)модификационная; 3)комбинативная; 4)цитоплазматическая; 5)групповая;6)определенная.

а) 1, 2, 4;                                                                       б) 1, 3, 4;

в) 1, 4, 5;                                                                       г) 2, 3, 5;

д) 2, 5, 6.

10.К палеонтологическим доказательствам эволюции относят -

1)остаток третьего века у человека; 2)отпечатки растений на пластах каменного угля; 3)окаменевшие остатки папоротников; 4)рождение людей с густым волосяным покровом на теле; 5)копчик в скелете человека; 6)филогенетический ряд лошади.

а) 1,4,6;                                                                           б) 1,3,4;

в) 2,4,5;                                                                           г)2,3,6;

д) 3,5,6.

 

 Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых

следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1.Материалом для эволюции служит естественный отбор.

2. Совокупность растений одного вида, искусственно созданная человеком, называется порода.

3.При аутосомно – доминантном типе наследования признак встречается как у мужчин, так и у женщин.

4.Разнообразие фенотипов, возникающих у организмов под влиянием условий внешней среды, называется комбинативная изменчивость.

5.Аллополиплоидия – кратное увеличение числа хромосом у гибридов, полученных в результате скрещивания разных видов.

6.При созревании яйцеклетки на каждую полноценную клетку образуется три направительных тельца.

7.Полость внутри бластулы называется бластомер.

8. В сперматогенезе в фазе роста число хромосом и молекул ДНК равно 2п4с.

9.Кодовой единицей генетического кода является нуклеотид.

10.Цикл Кребса происходит на мембране митохондрий.

11.В растительной клетке присутствуют полуавтономные органоиды: вакуоли и пластиды.

12.Центромера – это участок молекулы ДНК эукариот.

13. Число митохондрий в клетке зависит от ее функциональной активности.

14. В клетках простейших отсутствует клеточная стенка.

15.Наиболее распространенными моносахаридами являются сахароза и лактоза.

16.По типу питания взрослая беззубка является биофильтратором.

17.Организм, в котором развиваются личинки паразитического червя, называют основным хозяином.

18.У рыб отсутствует способность к аккомодации.

19.Большая часть клеток камбия откладывается в сторону древесины.

20. Если цветы собраны на боковых осях, то такие соцветия называют сложные.

 

Часть 4.Установите соответствие. Максимальное количество баллов, которое можно набрать –25.

1.Установите соответствие между признаком растения и отделом, к которому он относится

         Признаки растения                                                                               Отдел

А. В жизненном цикле доминирует гаметофит                                 1. Мохообразные                                                       

Б. В жизненном цикле доминирует спорофит                                   2.Голосеменные                                                                                       

В. Размножение спорами

Г. Наличие хорошо развитой корневой системы

Д. Формирование пыльцевых зерен.

 

 

2.Установите соответствие между признаком животного и типом, для которого этот признак характерен

       Признаки животного                                                                 Типы животных

А. Рост и развитие сопровождается линькой                                1. Кольчатые черви                                                                Б. Отделы тела отличаются по строению и размерам                  2. Членистоногие

В. Есть кожно-мускульный мешок

Г. Имеют расчлененные конечности

Д. Покровы плотные, состоят из хитина.

 

3.Установите соответствие между примером и фактором среды.

       Примеры                                                                                     Факторы среды

А. Химический состав воды                                                     1.абиотические факторы                                                                           Б. Разнообразие планктона                                                       2.биотические факторы                                                                                        

В. Влажность, температура почвы

Г. Наличие клубеньковых бактерий на корнях бобовых

Д. Засоленность почвы.

 

 

4.Установите соответствие между названиями органов и зародышевыми листками, из которых они формируются.

         Органы                                                                                  Зародышевые листки

А. Печень                                                                                        1.Эктодерма                                                                           Б. Органы зрения                                                                           2.Энтодерма                                                                                        

В. Скелет                                                                                        3.Мезодерма

Г. Кожа

Д. Головной мозг.

 

 

5.Установите соответствие между особенностями процессов биосинтеза белка и фотосинтеза

      Особенности процессов                                                                 Процессы

А. Завершается образованием углеводов                                          1. биосинтез белка                                                                        Б. Исходные вещества - аминокислоты                                             2. фотосинтез

В. В основе лежат реакции матричного синтеза

Г. Исходные вещества – углекислый газ и вода

Д. АТФ синтезируется в ходе процесса.

 



Теги:

Категория: Биология

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем.
Всего комментариев0
B i http: img Цитата Сode Close-BB Справка
 
В русском Интернете бестолку защищать свои права. Хотите использовать материалы - используйте, но c ссылкой на источник. В противном случае будут высланы соответствующие письма в поисковые системы об ограничении индексации ваших сайтов.