Основным отличием восприятия от ощущения является целостное отображение объекта реального мира, всех свойств предмета.
Восприятие включает в себя и основывается на ощущении. Всякий образ включает в себя целый ряд ощущений, любой предмет или явление обладают многими и различными свойствами, каждое из которых способно независимо от других свойств вызвать ощущение.
Наблюдение — это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем; метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия (отслеживания) и регистрации значимых явлений.
Интеллект (лат. intellectus — понимание, познание) — способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в особенности при овладении новым кругом жизненных задач. Дословный перевод с латинского — «выбранный между». Следовательно, интеллект можно рассматривать как способность человека делать оптимальный выбор в различных жизненных ситуациях.
Интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущения, восприятия, память, представления, мышление, воображение. «Входными воротами интеллекта» является память.
Развитие интеллекта оценивается по глубине знаний и способности человека не только хранить их в памяти, но и продуктивно и эффективно их использовать. Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность. Любопытство — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Это качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности.
Глубина ума заключается в способности отделять необходимое от случайного. Гибкость и подвижность ума — способность человека использовать имеющийся опыт, исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления. Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учётом всех существенных сторон и возможных взаимосвязей. Доказательственность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент факты, закономерности, которые убеждают в правильности выбора. Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке. Широта мышления — способность охватить вопрос в целом, видеть многовариантность в решении проблемы.
Показателем развития интеллекта является несвязанность субъекта внешними ограничениями, отсутствие у него боязни нового и непривычного.
Существенное качество ума индивида — предвидение возможных последствий предпринимаемых им действий, способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем.
Существует общий интеллект как универсальная психическая способность, в основе которой может лежать генетическое свойство нервной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью. Существует также мнение, что интеллект не передаётся по наследству и не зависит от IQ родителей, хромосомы определяют интеллектуальные способности не более, чем на 30%. Но это вопрос спорный.
Творческие способности — это способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора человека. Чем больше знаний, тем легче человеку взглянуть на исследуемый вопрос с разных сторон.
Творческие способности — это индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности её выполнения. Это часть характеристики личности, выражающая меру освоения некоторой деятельности.
От способностей зависят скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям.
Исследованиями установлено, что способности — прижизненные образования, что их развитие идет в процессе индивидуальной жизни, что среда, воспитание активно формируют их.
Творческий человек — это в первую очередь оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения.
Творческое мышление берет свое начало в проблемной ситуации, и мыслительные процессы направлены на ее разрешение.
Творческие способности делятся на три основные группы:
1. Способности, связанные с мотивацией (интересы и склонности).
2. Способности, связанные с темпераментом (эмоциональность).
3. Умственные способности
Уровни развития способностей
Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность наиболее успешного выполнения какой-либо деятельности.
Выделяются особенности одаренных людей:
- сочетание яркого воображения с вниманием к деталям при объективной проверке идей;
- способность к нестандартному восприятию;
- интуиция, изобретательность, бессознательный разум;
- дивергентное мышление;
- любознательность;
- мужество;
- воображение;
- конкретность мышления;
- смелость;
- эстетическая чувствительность.
Талант — высокий показатель развития специальных способностей, проявляющихся в творческих достижениях, важных в контексте развития общечеловеческой культуры (музыкальных, литературных и т. д.). Деятельность талантливого человека отличается новизной и оригинальностью.
Гениальность — высший уровень развития способностей — характеристика интеллекта и личности, высшая степень творческой одаренности.
Талант и гениальность — врожденные качества человека, но они не передаются по наследству. Талантливые люди рождаются не только у талантливых родителей. А неталантливые дети могут быть в семье очень талантливых родителей. В роду композиторов Бахов гением признан только Иоганн Себастьян; из всех братьев Толстых выдающимся стал только Лев Николаевич; из 14 (а по некоторым сведениям, даже из 17) братьев и сестер Менделеевых гениальным признан лишь Дмитрий Иванович; из 3 братьев Павловых — только Иван Петрович.
Чтобы проявились одарённость, талант или гениальность требуются высокая работоспособность и самоотдача человека, огромное желание овладения знаниями и навыками.
Коэффициент интеллекта (IQ) — это один из способов оценки умственных способностей человека. Он основан на том, что испытуемому предлагают продолжить цифровой ряд, завершить фигуру, сравнить рисунки, сделать логический вывод, а затем по специальным таблицам выводят коэффициент интеллекта — IQ. Однако этот количественный показатель позволяет оценить только способность к логическому мышлению и абстрагированию. Кроме того, тест проходит на время, поэтому зависит от скорости реакции (мышления) испытуемого. Этот тест ничего не говорит об обучаемости, то есть интеллектуальном потенциале человека и не отражает других особенностей и врождённых способностей. Кроме того, высокий IQ не гарантирует успехов в учёбе или профессиональной деятельности, поскольку человек обладает несколькими разновидностями ума.
В 1939 году Векслер создал первую шкалу интеллекта для взрослых. Он считал, что «интеллект — это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами».
Современная система испытаний умственных способностей включает тесты на способность оперировать словами, обращаться с абстрактными понятиями, исследует пространственное воображение и память.
Коэффициент интеллекта (англ. IQ — intelligence quotient) — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов. Тесты IQ рассчитаны на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний (эрудированности). Коэффициент интеллекта является попыткой оценки фактора общего интеллекта (g). Сегодня интерес к тестам IQ очень вырос, значение IQ часто используется для оценки кандидатов на профессиональную пригодность и для прогноза успеха профессиональной деятельности.
Понятие коэффициента интеллекта ввёл немецкий учёный В. Штерн в 1912 году. Он предложил использовать в качестве показателя интеллекта частное от деления умственного возраста на хронологический возраст. IQ впервые был использован в шкале интеллекта Стенфорда — Бине в 1916 году.
Тесты IQ разработаны таким образом: результаты описывались нормальным распределением со средним значением IQ, равным 100, и таким разбросом, чтобы 50 % людей имели IQ между 90 и 110 и по 25 % — ниже 90 и выше 110. Значение IQ менее 70 характеризуют как умственную отсталость. Таких людей примерно 15%.
Cуществуют стандартизированные значения или уровни IQ:
- IQ в диапозоне 65 — 85 — низкий уровень инттелекта;
- IQ в диапозоне 85 — 100 — нормальный уровень (нижняя граница нормы);
- IQ в диапозоне 100 — 115 — нормальный уровень (верхняя граница нормы);
- IQ в диапозоне 115 — 130 — высокий уровень развития интеллектуальных способностей;
- IQ в диапозоне 130 — 160 — умственная одаренность.
Лев Семёнович Выготский, выдающийся cоветский психолог, считал, что IQ ребёнка ничего не говорит о его дальнейшем развитии.
А Стивен Хокинг, астрофизик, лауреат множества высоких научных премий, на вопрос о своем IQ сказал: «Я понятия не имею, какой у меня IQ. Те, кого интересует их IQ, — просто неудачники».
Интеллект, ум, разум, рассудок — это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида (способность к рациональному познанию, мышлению, ориентировке, критические способности, умение адаптироваться к новой ситуации). Точно определить, что же это такое, очень трудно, поэтому учёные предлагают несколько критериев. Существуют две наиболее распространённые теории:
Человек имеет 4 различных типа ума:
1. Рабочий ум. Это самый древний тип ума, который позволяет человеку решать конкретные бытовые задачи, например что-то починить, построить и т. д. О людях, обладающих данным типом ума, обычно говорят, что у них «золотые руки».
2. Концептуальный ум. Этот ум позволяет человеку хорошо решать логические, математические и физические задачи, поскольку связан с абстрактно-логическим мышлением. Подобный ум хорошо развит у учёных, занимающихся точными науками.
3. Социальный ум. Этот ум позволяет предугадывать поступки и мысли других людей. Он связан с таким понятием, как «хитрость», в хорошем его значении. Наиболее развит этот ум у шахматистов, которые за много шагов вперёд предугадывают ходы своего противника и заставляют его совершать вынужденные ошибки. Как видно, это особая разновидность ума, не связанная с абстрактно-логическим мышлением. Поэтому те, кто хорошо играет в шахматы, не обязательно имеют хорошие результаты по математике и физике.
4. Эстетический ум. Этот ум позволяет оценивать произведения искусства. При этом точно определять, что же именно в данном произведении не так и что нужно сделать, чтобы его исправить. Данный ум развит у представителей искусства.
Как правило, у человека развиты сразу несколько разновидностей ума, но один может доминировать. Хотя в истории известны выдающиеся личности, проявившие себя во многих отраслях человеческой деятельности. Например, М. В. Ломоносов или Леонардо да Винчи.
Человек обладает семью способностями (талантами):
1. Способность к абстрактно-логическому мышлению, или общий интеллект. Измеряется с помощью коэффициента интеллекта - IQ.
2. Эмоциональный, или социальный, интеллект (EQ). Это способность понимать состояние другого, уверенность в себе, самоконтроль, такт, восприимчивость, способность здраво мыслить в состоянии эмоционального возбуждения. Данный вид интеллекта необходим психотерапевтам, писателям, философам, политикам, учителям.
3. Речевые способности, или лингвистический интеллект. Позволяет быстро и качественно усваивать языки. Этот интеллект очень важен для филологов, лингвистов, поэтов, писателей.
4. Логически-математические способности, или концептуальный интеллект. Позволяет выделять главное, быстро находить нужное правило для решения абстрактных задач. Важен для математиков, физиков, химиков, лингвистов.
5. Способность к пространственной ориентации, или пространственный интеллект. Позволяет ориентироваться в пространстве, то есть не заблудиться в лесу, в открытом море, в городе. Необходим скульпторам, архитекторам, географам, геодезистам, картографам.
6. Физико-кинестические способности, или двигательный интеллект. Позволяет быстро усваивать различные движения. Необходим спортсменам, танцорам и музыкантам, играющим на музыкальных инструментах.
7. Музыкальные способности, или музыкальный интеллект. Позволяет хорошо различать звуки и ритмы. Необходим музыкантам и танцорам.