Как человек растет
Рост человека идет неравномерно. Каждая часть тела, каждый орган развивается по своей программе. Если сравнить рост и развитие каждого из них с бегуном на длинную дистанцию, то нетрудно обнаружить, что в период этого многолетнего "бега" лидер соревнования непрерывно меняется. В первый месяц зародышевого развития лидирует голова. У двухмесячного плода голова по величине превосходит туловище. Это и понятно: в голове находится головной мозг, а он является важнейшим органом, согласующим и организующим сложную работу органов и систем. Так же рано начинается развитие сердца, кровеносных сосудов и печени.
Важным событием в жизни каждого человека является полуростовой скачок. Его называют полуростовым потому, что после его прохождения длина тела достигает половины окончательной величины. О том, прошел он или нет, можно судить по так называемому филиппинскому тесту. Ребенку предлагают перекинуть руку через макушку головы и дотянуться до противоположного уха. Если это удается, полуростовой скачок прошел. Обычно это бывает в 5 - 7-летнем возрасте.
Чем же важен этот момент? Во-первых, тем, что изменилось строение грудной клетки и брюшное дыхание сменилось грудобрюшным: человек может дышать не только с помощью диафрагмы, но и используя грудные мышцы. Во-вторых, начали работать сосудосуживающие рефлексы. Теперь организму не нужно вырабатывать много тепла, оно расходуется экономнее: если холодно, кожные сосуды сужаются, и проходящая по ним кровь теряет меньше тепла.
В младшем школьном возрасте от 7 до 10 лет рост идет медленнее. Если раньше более быстро росли руки и ноги, то теперь лидером становится туловище. Оно растет равномерно, так что пропорции тела не нарушаются.
Следующий ростовой скачок происходит в подростковом возрасте. Руки растут так интенсивно, что организм не успевает приспособиться к их новым размерам, отсюда некоторая неуклюжесть и размашистость движений. После этого начинают расти ноги. Только когда они достигнут своего окончательного размера, включается в рост туловище. Сначала оно растет в высоту, а уже затем начинается рост в ширину. В этот период окончательно формируется телосложение человека.
Если сравнить части тела новорожденного и взрослого человека, то окажется, что размер головы вырос всего в два раза, туловище и руки – стали больше в три раза, длина же ног увеличилась в пять раз.
Наряду с ростом тела идет его развитие. Рост и развитие человека у разных людей происходят в разные сроки, поэтому анатомы, врачи, физиологи различают календарный возраст и биологический возраст. Последний для каждого человека свой. Может случиться, что люди, находящиеся в одном и том же биологическом возрасте, календарно могут различаться на 2-3 года, и это совершенно нормально. Девочки, как правило, развиваются быстрее. У многих мальчиков развитие несколько задерживается, и все это в пределах нормы. Так что тем, кто пока отстает в росте, особенно беспокоиться не стоит. Стимулируют рост различные упражнения на вытяжение: висы, прыжки, работа на перекладине. Из спортивных игр – баскетбол.
Послеродовой период развития человека
Годы жизни | Возрастная классификация | Характеристика |
До 1 | Грудной возраст. Первые 10 дней – новорожденный период | Большую часть суток новорожденный спит, просыпаясь лишь ко времени кормления. Новорожденные дети лучше всего усваивают белки, жиры и углеводы женского молока. С двухмесячного возраста в рацион грудных детей добавляют овощные и фруктовые пюре и соки. Происходит много изменений в двигательной системе: в конце первого месяца ребенок пытается распрямлять ножки, на 6 неделе поднимает и удерживает голову, на 6 месяце сидит, в конце первого года жизни делает первые шаги. Интенсивно развивается и психика ребенка. На втором месяце он улыбается, к 4 месяцу берет игрушки, различает взрослых. Во второй половине грудного возраста у ребенка появляется более сложное поведение, он начинает понимать многие фразы. |
1–3 | Ранний детский возраст | Ребенок усиленно растет, питается той же пищей, что и взрослые, у него появляется стремление к самостоятельному познанию мира, тяга к самоутверждению. Появляется много новых двигательных навыков. |
3–6(7) | Первый детский возраст (дошкольный) | Дети проявляют большой интерес к окружающему миру, развиваются воображение, воля и характер. В этот период у детей продолжает расти головной мозг и формируется внутренняя речь. Умственное и физическое развитие ребенка во многом определяется игрой. |
7(8)–11(12) | Второй детский, возраст (младший школьный) | Поступление в школу является наиболее трудным этапом в жизни ребенка. Возникает потребность в серьезной деятельности, а произвольное внимание еще слабое. |
13–16 (юноши) 12–15 (девушки) |
Переломный, или подростковый, возраст (старший школьный) | У подростков происходит глубокая перестройка деятельности всех органов и физиологических систем. Эта перестройка связана с интенсивным образованием половых гормонов и с половым созреванием. Развиваются вторичные половые признаки, происходит усиленный рост организма. В это время у подростков увеличивается возбудимость, возникает повышенная раздражимость, наблюдаются расстройства сна, возможны резкие перепады настроения. В подростковом возрасте заканчивается развитие речи, происходит становление характера, а также нравственное формирование личности. |
17–21 (юноши) 16–20 (девушки) |
Юношеский возраст | Продолжается созревание организма. Большинство клеток организма постоянно обновляются. До двадцати лет процесс образования новых клеток преобладает над процессом их гибели, поэтому организм продолжает расти. |
22–35 (мужчины) 21–35 (женщины) |
Возраст ранней зрелости | Период относительной стабильности телосложения. Человек ищет возможности реализации своих индивидуальных способностей. Наиболее благоприятный детородный период. |
36–60 (мужчины) 36–55 (женщины) |
Возраст поздней зрелости | После 36 лет равновесие между образованием новых клеток и их гибелью смещается в сторону атрофии клеток, более всего это касается нервной и костной тканей. До 40 лет тело не претерпевает сильных изменений. Постепенно наступает физиологическое угасание репродуктивной функции, появляются морщины, седеют волосы, часто развивается гиподинамия. |
61–74 (мужчины) 56–74 (женщины) |
Преклонный возраст (пожилой) | Продолжается до появления старческих изменений: окостенения черепных швов, выпадения зубов и т.д. |
75–90 | Старческий возраст | Кончается смертью в связи с вырождением органов и затуханием их функций. |
Свыше 90 | Возраст долгожительства |