Главное отличие человека от других существ – это сознание и владение речью, способность к трудовой деятельности и общественной жизни. В головном мозге каждого человека имеются речевые центры. Но на каком языке заговорит человек, зависит не от головного мозга, а от окружающей его языковой среды. На каком языке его научат говорить, таким он и будет пользоваться.
Речь возникла в процессе трудовой деятельности. Она позволила объединить действия многих людей, распределить обязанности между членами группы.
Речь, труд и общение во многом изменили и самого человека, содействовали развитию его сознания. Параллельно с развитием внешней речи у каждого человека формируется и внутренняя речь. Она позволяет нам мысленно представить, что мы собираемся сделать, отобрать наилучший вариант, осуществить выбор, короче, действовать сознательно. Именно эти осознанные действия, обдуманные человеком, а не условные и безусловные рефлексы определяют его поведение.
Познавательные процессы также связаны с речью. Она позволяет понять происходящее и сохранить в памяти пережитые человеком события.
Cознание — высшая форма обобщённого и целенаправленного отражения действительности, свойственная только людям и связаная с речью. Это функция мозга, заключающаяся в получении и использовании знаний, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.
Развитие сознания возможно только при пополнении его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Таким образом, сознание — это оперирование знанием, которое с помощью второй сигнальной системы (т. е. речи) может быть передано другим людям. Значит, формирование сознания связано с общением. Это обусловливает способность мысленного диалога с самим собой, т. е ведёт к появлению самосознания.
Известный отечественный психиатр С. С. Корсаков предпочитал писать «Со-знание», подчёркивая, что в сознании сочетаются знания об окружающих явлениях и предметах и о самом себе. Знания соотносятся с накопленным опытом и способностью человека строить гипотезы, прогнозировать результаты будущей деятельности.
Сознательная деятельность — это деятельность, которая осуществляется со знанием её задач, значения и последствий.
Бессознательная деятельность —деятельность, при которой недостаточно осознаются её цель, задачи и последствия, а действия, которые были осознаваемы, в процессе обучения сделались автоматическими и непроизвольными.
Сознание всегда связано с протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них.
Особенности высшей формы жизни — сознания:
- Сознание является высшей формой отражения мира и связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями, что присуще только человеку.
- Стержнем сознания, способом его существования является знание.
- Труд развивает сознание.
- Речь (язык) формирует сознание.
- Сознание является функцией мозга.
- Сознание многокомпонентное, но составляет единое целое.
- Сознание активно и обладает возможностью воздействовать на окружающую действительность.
- Сознание — это результат общественно-исторического опыта поколений (труд, язык и знания).
Мышление дает нам возможность точно обрабатывать полученную информацию и использовать ее для решения различных жизненных и познавательных проблем.
«... слово составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов» (И. П. Павлов). Обе сигнальные системы человека, обладая качественными различиями, функционируют в тесном взаимодействии между собой.
Вторая сигнальная система начинает развиваться у ребенка с первого сказанного им слова. Процесс овладения речью — это процесс формирования (еще примитивный) второй сигнальной системы.
Далее происходит овладение «внутренней речью», слова постепенно становятся орудием мысли. «Внутренняя речь» формируется к 6 — 7 годам.
Окончательное же развитие второй сигнальной системы происходит в более поздние возрастные периоды — подростковый и юношеский.
Таким образом, вторая сигнальная система — это система условных рефлексов на видимое или слышимое слово, то есть на различные символы (в том числе математические), которые связаны с определёнными понятиями. В словах (символах) содержится обобщение сигналов первой сигнальной системы, поэтому слова (а также математические символы и художественные образы) являются «сигналами сигналов».
Развитие второй сигнальной системы — это результат деятельности всей коры полушарий большого мозга.
Главное отличие человека от животных – это сознание, владение речью, способность к трудовой деятельности и общественной жизни.
К познавательным процессам относят ощущения, восприятие, память, воображение, мышление. Ощущения отражают отдельные качества предмета, восприятие – весь предмет и всю обстановку в целом. Память – это сохранение в сознании прошлого опыта. Воображение – это способность создавать мысленные образы реальных и нереальных предметов и событий.
Мышление – это способность на основе известных знаний и воображения добывать новую информацию. Мышление неразрывно связано с речью. В его основе лежит обобщение фактов, знание законов, умение логически обрабатывать информацию. Оно помогает нам организовать нашу деятельность и общаться с другими людьми.