Организацией называют систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей.
Общие признаки организации:
- Наличие целей деятельности;
- Существование устойчивых связей между членами организации и правил, определяющих порядок этих взаимоотношений (организационная структура и культура);
- Постоянное взаимодействие с окружающей средой;
- Использование ресурсов для достижение организационных целей.
Принципы организации:
- Организация должна быть «прозрачной»;
- В организации обязательно должно быть лицо, которое принимает конечное решение в сфере своей компетенции;
- Каждый работающий должен иметь только одного «хозяина»;
- Каждый отдельный работник должен иметь возможность работать одновременно в различных структурах организации.
Управление –процесс получения продукта с заданными свойствами.
Управление организацией –процесс осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения своих целей.
Процессы в организации:
- Получение «сырья» из внешнего мира;
- Изготовление «продукта»;
- Передача «продукта» во внешнюю среду.
Задача управления –поддерживать баланс между тремя процессами.
Функции управления:
- Планирование, прогнозирование;
- Организация, постановка задач;
- Мотивация, стимулирование;
- Контроль.
Типичные ошибки менеджмента:
- Те люди, которые становятся управляющими, занимаются выполнением работ, которые должны исполнять исполнители;
- Вместо того, чтобы управлять людьми, начинают управлять процессом.
Структура организации –строение т.е. взаиморасположение и связь ее составных частей, в качестве которых выступают различные организационные подразделения, созданные для выполнения тех или иных функций.
Основные черты организационной структуры:
- Разделение труда;
- Организационные подразделения;
- Управленческая субординация;
- Объем контроля;
- Централизация;
- Формализация;
- Сложность.
Виды организационных структур:
- Функциональная организация;
- Продуктовый тип;
- Дивизионный тип структуры;
- Матричная структура;
- Проектная организация.
Формальная коммуникация –вид внутриорганизационной коммуникации, при которой информационный обмен совершается в соответствии с формальной организационной структурой и выполняемыми сотрудниками производственными функциями.
Неформальные коммуникации –контакты друг с другом, не имеющие непосредственного отношения к выполняемым производственным функциям.
Организационная культура –система разделяемых членами организации отличительных ценностей и убеждений относительно способов поведения сотрудников, осуществления совместной деятельности.
Назначение организационной культуры:
- Обуславливает индивидуальность компании;
- Отражает восприятие ее сотрудниками, себя и окружающей среды;
- Оказывает существенное воздействие на формирование структур и систем коммутации.
Индикаторы организационной культуры:
- Наличие и качество коллективного договора;
- Кадровая политика;
- Социально –психологический климат;
- Внешний вид и манера поведения на работе и др.
Основные источники формирования культуры организации:
- Взгляды и ценности основателя организации;
- Коллективный опыт;
- Новые взгляды и ценности, привнесенные недавно появившимися членами организации и руководителями.
Способы передачи ценностей:
- Истории, фильмы, легенды;
- Обряды, ритуалы, церемонии;
- Поведение самого руководителя.
Организационное поведение –совокупность действий и поступков человека по его адаптации к условиям и требованиям окружающих.
Роль культуры в организации:
- Дает чувство принадлежности коллективу и каждому члену команды;
- Порождает чувство ответственности за достижение целей организации;
- Прояснение и укрепление образов, моделей поведения.
Руководитель –основной носитель организационной культуры.
Цель –это идеальный образ результата.
Контроль –сравнение с эталоном.
Эффективность –оптимальное достижение цели.