Всероссийская олимпиада школьников 2012.
Школьный этап. Экология.
5-6 классы
Продолжительность олимпиады 1,5 часа
I. Выберите правильные суждения
1. Растения поглощают из окружающей среды минеральные вещества – воду, минеральные соли, углекислый газ, кислород.
2. Условия жизни живых организмов, которые создаются в среде обитания другими живыми организмами, называют абиотическими факторами.
3. Пищевые связи между конкретными живыми организмами называют пищевыми цепями.
4. Все живые организмы состоят из органических и минеральных веществ.
5. Луг, степь, поле – естественные сообщества живых организмов.
6. Взаимовыгодные отношения организмов называют мутуализмом.
7. Биосфера - особая оболочка Земли, населенная живыми организмами.
8. В теплую погоду кислорода в воде больше, чем в холодную.
9. Животные растут всю жизнь.
10. Конкретные участки сред жизни, населенные теми или иными живыми организмами, называют местообитаниями этих организмов.
II. Расшифруйте следующие термины
1. Среда обитания -….
2. Национальный парк -…
3. Конкуренция -…
4. Сапротрофы -…
5. Растительное сообщество -…
III. Решите задачи
1. На опушке и вырубках в лесу среди кустов боярышника, шиповника иногда встречаются смородина, крыжовник. Каким образом могли попасть в лес эти растения?
2. Ученикам очень хотелось, чтобы в их классе всю зиму зеленела березка. Весной они осторожно выкопали деревце, высадили в большую специальную посудину, принесли в комнату и поставили около окна. Березка прижилась, но осенью, несмотря на уход, листья ее пожелтели и опали. В чем причины этого явления?
3. В озеро выпустили всеядных рыб, питающихся дафниями. В результате численность дафний в водоеме возросла. Объясните причины этого явления.
4. Работая в степи, археолог сильно устал и лег спать. Проснувшись утром, человек обнаружил, что на его груди лежит степная гадюка. Осторожно, чтобы не побеспокоить змею, он сбросил ее. Гадюка уползла прочь. Почему ночью змея приползла к спящему человеку?
5. В хозяйстве выкопали котлован и заполнили его водой. Можно ли выпускать рыб и выращивать их в таком котловане?
Каждый правильный ответ под цифрами I и II оценивается в один балл.
Каждый правильный ответ под цифрой III (решите задачи) оценивается в два балла.
Максимальное количество - 21 балл.
Всероссийская олимпиада школьников 2012.
Школьный этап. Экология.
5-6 классы
Ответы
I.Выберите правильные суждения
1, 3, 4, 6, 7, 10
II. Расшифруйте следующие термины
1. Среда обитания – эта та часть живой и неживой природы, в пределах которой живут организмы.
2. Национальный парк – территория, создаваемая для сохранения природных сообществ и одновременно для привлечения туристов и отдыхающих.
3. Конкуренция – отношения организмов, которые близки по своим потребностям.
4. Сапротрофы – организмы, которые питаются отмершими растениями, остатками животных.
5. Растительное сообщество – совокупность растений разных видов, которые живут совместно на однородном участке земной поверхности.
III. Решите задачи
1. Возможны два пути: занесение людьми во время прогулок, распространение птицами.
2. Листопад – своеобразная адаптация деревьев к сезонным изменениям в природе. Определяющим фактором является продолжительность светового дня, которая уменьшается осенью.
3. Рыбы поедают естественных врагов дафний. Снижение численности врагов привело к увеличению численности дафний.
4. У змей температура тела непостоянна. У человека температура тела не зависит от температуры окружающей среды. С помощью термолокаторов змеи чувствуют тепло и в холодный период (например, в ночное время), они ползут на него (в данном случае на тепло человеческого тела).
5. Нет, поскольку еще не обеспечены условия, необходимые для существования рыб: нет растений и достаточного количества кислорода, нет пищи.