Всероссийская олимпиада школьников по экологии 2010/2011 уч.год
Школьный этап
5-6 классы
I. Выберите правильные суждения:
- Охрана природы – это система мероприятий для сохранения видов и среды их обитания, экосистем, недр.
- Все растения питаются готовыми органическими веществами.
- Пищевые цепочки – это цепи передачи энергии от организма к организму.
- Растения разных жизненных форм образуют ярусы.
- Больше потомков у тех организмов, которые не заботятся о своем потомстве.
- Рыхление почвы не оказывает влияния на почвенных обитателей.
- Жизненные формы – это группы растений со сходным внешним видом надземных и подземных частей и сходными сезонными изменениями.
- Живая природа представлена 6 царствами.
- Плодово-ягодный сад, лесопарк – естественные сообщества живых организмов.
- Питательные вещества – это источник энергии.
II. Расшифруйте следующие термины:
- Экосистема –
- Заказник –
- Паразитизм –
- Эфемероиды –
- Бентос -
III. Решите задачи:
- От чего взрываются банки с консервами?
- Назовите биологические особенности сорняков, благодаря которым возможно широкое распространение этих растений.
- Какой вред может принести вырубка леса на берегах реки или озера?
- Можно ли по обильному цветению плодовых деревьев прогнозировать высокий урожай плодов?
- Почему большинство видов птиц не занимают свои прошлогодние гнезда, а строят новые?
Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Максимальное количество – 16 баллов.
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады по экологии
7-8 классы
1. Наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой обитания:
а) эмбриология;
б) анатомия;
в) мирмекология;
г) экология.
2. Примерами хищных растений являются:
а) вороний глаз, ландыш;
б) ромашка, колокольчик;
в) пижма, бодяк;
г) пузырчатка, росянка.
3. Известно, что европейские кукушки подбрасывают свои яйца в чужие гнезда. Чем это обусловлено?
а) отсутствием инстинкта заботы о потомстве;
б) отсутствием инстинкта гнездостроения;
в) питанием грубым ядовитым кормом, непригодным для выкармливания птенцов.
4. Из списка видов хвойных деревьев, произрастающих на территории Нижегородской области, выберите редкий вид, занесенный в Красную книгу Нижегородской области, особой охране для которого подлежат ключевые местообитания:
а) сосна обыкновенная;
б) ель европейская;
в) лиственница сибирская;
г) пихта сибирская.
5. Специальная книга, ведущаяся в каждом заповеднике и отражающая состояние и многолетнюю динамику всех наблюдаемых на его территории природных процессов и явлений, называется:
а) календарь природы;
б) красная книга;
в) летопись природы.
6. Из списка врановых птиц выберите вид, занесенный в Красную книгу Нижегородской области:
а) сойка;
б) кукша;
в) кедровка;
г) ворон.
7. На растительный организм влияет:
а) только неживая природа;
б) только другие живые организмы;
в) живая и неживая природа;
г) только человек.
8. Аквариум, населенный водными организмами, представляет собой:
а) экологическую нишу;
б) искусственную экосистему;
в) фрагмент биогеоценоза.
9. Кислые почвы характерны для экосистем:
а) березняка;
б) ельника;
в) пойменного луга;
г) суходольного луга.
10. В темном лесу многие растения имеют светлые цветки, потому что они:
а) заметны насекомым;
б) заметны людям;
в) украшают лес;
г) растут на плодородной почве.
11. Среди видов птиц, помещенных в Красную книгу Нижегородской области, исчезнувшим в настоящее время является:
а) лебедь-кликун;
б) лебедь-шипун;
в) аист черный;
г) аист белый.
12. В болотах какого типа эдификатором являются сфагновые мхи:
а) низинных;
б) верховых.
13. Отношения между щукой и окунем – это пример:
а) межвидовой конкуренции;
б) межвидовой взаимопомощи;
в) нейтрализма;
г) внутривидовой конкуренции.
14. Из млекопитающих – обитателей Нижегородской области в зимний сон или спячку НЕ впадает:
а) барсук;
б) бурый медведь;
в) кабан;
г) енотовидная собака.
15. Искусственное (случайное или целенаправленное) переселение вида в новую экосистему называют:
а) инвазией;
б) интродукцией;
в) интервенцией;
г) реакклиматизацией.
16. Готовыми органическими веществами питаются:
а) зеленые растения;
б) грибы;
в) бактерии;
г) лишайники.
17. Отличительной особенностью безобидной ящерицы – ломкой веретеницы от змей: медянки и гадюки, имеющих также бурую окраску, является:
а) наличие конечностей;
б) отсутствие конечностей;
в) наличие мигательной перепонки;
г) отсутствие мигательной перепонки.
18. Наиболее эффективным способом предохранения организмов от перегрева является:
а) излучение тепла через покровы тела в окружающую среду;
б) испарение воды с покровов и слизистых оболочек тела;
в) конденсация водяного пара на поверхности покровов тела;
г) изменение позы тела по отношению к внешнему источнику тепла.
19. Смена растительного сообщества происходит под влиянием:
а) смены времен года;
б) изменения климата;
в) неодновременного развития растений;
г) деятельности человека.
20. Жизнь на Земле невозможна без растений, так как они:
а) живые организмы;
б) дышат, питаются, растут, размножаются;
в) выделяют кислород;
г) образуют на свету органические вещества.
21. Воздействие хозяйственной деятельности человека на организмы и на среду их обитания – это:
а) антропогенные факторы среды;
б) биотические факторы среды;
в) абиотические факторы среды;
г) техногенные факторы среды.
22. Как называются наземные растения, обитающие в местах с высокой влажностью и избыточной увлажненностью почвы?
а) гидрофиты;
б) мезофиты;
в) гигрофиты;
г) ксерофиты.
23. Совокупность популяций разных видов организмов, обитающих на определенной территории?
а) экосистема;
б) биогеоценоз;
в) биоценоз;
г) популяция.
24. Парой хищник-жертва могут являться:
а) росянка и комар;
б) гриб – трутовик и береза;
в) актиния и рак – отшельник;
г) тля и муравей.
25. В каких особо охраняемых природных территориях, расположенных в пределах России, обязательно выделяют зоны полного невмешательства:
а) национальные парки;
б) заказники;
в) памятники природы;
г) заповедники.
26. Примерами конкуренции являются отношения между:
а) хищниками и жертвами;
б) паразитами и хозяевами;
в) видами, использующими одни и те же ресурсы;
г) особями одного вида;
д) живыми организмами и факторами неживой среды.
27. Самая высокая трава в мире:
а) банан;
б) бамбук;
в) вьюнок;
г) хмель.
28. Основная масса живого вещества сосредоточена:
а) в океане;
б) на суше;
в) в озерах и водохранилищах;
г) в реках и ручьях.
29. Скорпион в состоянии опасности, например, в случае пожара впадает в особое состояние и выглядит мертвым. Такое состояние называется:
а) каталепсия;
б) диапауза;
в) мимикрия;
г) неотения.
30. Под влиянием травоядных грызунов видовое разнообразие травянистой растительности суходольных лугов:
а) уменьшается;
б) увеличивается;
в) не изменяется.
Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Максимальное количество - 30 баллов.
Всероссийская олимпиада школьников по экологии. Школьный этап.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ЭКОЛОГИИ
9-10-11-КЛАСС
Тип задания |
Выберите один правильный ответ из предложенных |
Количество баллов |
Правильный ответ – 1 балл ошибочный ответ – 0 баллов |
1.Исторически сложившаяся совокупность организмов различных видов, обитающих на определенном пространстве, называется:
а) биоценозом;
б) биотоп;
в) экосистемой;
г) биогеоценозом.
2.Форель обитает в чистых реках с холодной водой, потому что:
а) окраска тела имеет приспособленный характер;
б) холодная вода содержит много кислорода;
в) эти реки содержат много пищи для рыб;
г) холодная вода препятствует размножению других рыб;
д) в таких реках бывает много моллюсков.
3.Как называют характеристику максимального размножения и увеличения численности данного вида:
а) рождаемость;
б) биотический потенциал;
в) выживаемость;
г) популяционный гомеостаз.
4.Родиной ондатры является Северная Америка. В 1927 была завезена в Россию, где успешно прижилась и широко расселилась. Такой завоз называется:
а) реинтродукцией;
б) реакклиматизацией;
в) интродукцией;
г) форезией;
5.Какие из перечисленных загрязнителей воздуха в большей степени влияют на органы дыхания человека:
а) сернистый газ;
б) оксиды свинца;
в) серная и азотная кислоты;
г) свинец и другие тяжелые металлы.
6.Нередко различные виды беспозвоночных поселяются в норах грызунов, находя там для себя благоприятные условия и не являясь при этом паразитами хозяина норы. Такое явление называется:
а) акклиматизацией;
б) квартирантством;
в) симпатрией;
г) аменсализмом.
7.Согласно правилу пирамиды чисел общее количество особей, участвующих в цепях питания, с каждым звеном:
а) уменьшается;
б) увеличивается;
в) остается неизменным;
г) подчиняется синусоидному графику.
8.В.И. Вернадский писал, что почва создается в биосфере одновременно живыми организмами и косными процессами и относил почву к:
а) биогенному веществу;
б) живому веществу;
в) биокосному веществу;
г) косному веществу.
9.Как называют сброс, захоронение отходов в океанах и морях:
а) овоцид;
б) меланизм;
в) дампинг;
г) элиминация.
10.Как называют привнесение в среду и размножение в ней нежелательных для человека организмов:
а) интродукция;
б) биологическое загрязнение;
в) эмиссия;
г) химическое загрязнение.
11.При какой скорости автомобили выбрасывают наименьшее количество выхлопных газов:
а) 30 – 40 км/час;
б) 50 – 70 км/час;
в) 80 – 90 км/час;
г) 110 – 120 км/час;
12. Животное – синантроп это:
а) любое дикое животное, размножаемое в неволе;
б) дикое животное, не боящееся человека;
в) дикое животное, обитающее вблизи человека;
г) дикое животное, добываемое человеком живым или мертвым ради получения экономической выгоды.
13. Закон ограничивающего фактора установил:
а) В.И. Сукачёв;
б) В.В. Докучаев;
в) Ю. Либих;
г) Э. Геккель.
14. Процесс выработки внешнего сходства у неродственных форм организмов, ведущих одинаковый образ жизни в близких условиях, получил название:
а) филогенеза;
б) конвергенции;
в) анабиоза;
г) адаптации.
15. Способность экосистемы поддерживать определённую скорость воспроизводства живых организмов – это:
а) интенсивность фотосинтеза;
б) передача энергии по пищевой цепи;
в) биологическая продуктивность;
г) скорость размножения.
Тип задания |
Заполните пропуски в тексте |
Количество баллов |
Правильный ответ – 1 балл ошибочный ответ – 0 баллов |
16. Закон оптимума выражается в том, что любой экологический фактор имеет определённые пределы_________________________________________________________________________
17. Взаимовыгодные отношения организмов в ходе жизнедеятельности называются
________________________________________________________________________________
18. Условия жизни, близкие к критическим для выживания точкам, называют
________________________________________________________________________________
19. Плотность популяции – это
20. Правило передачи энергии в пищевых связях организмами называют правилом
________________________________________________________________________________
21. Урбанизация страны определяется
________________________________________________________________________________
Тип задания |
Найдите соответствия и впишите правильные ответы (а, б, в, г, д,е) |
Количество баллов |
Правильный ответ – 1 балл, максимальное количество баллов равно количеству ответов в вопросе. ошибочный ответ – 0 баллов |
22. Избирательное накопление радиоактивных веществ органами и тканями:
1)щитовидной железой;
2)костной тканью;
3)селезёнкой и печенью;
4)лёгкими.
Примеры веществ: а) радон; б) иод; в) полоний; г) радий
Ответы: 1)___________________; 2)____________________;
3)___________________; 4)____________________.
23. Для посадки в городских условиях используют растения со следующими экологическими характеристиками:
1)дымо- и газоустойчивость;
2)солеустойчивость;
3)морозоустойчивость;
4)интенсивный рост;
5)неприхотливость и нетребовательность к почве;
6)долгое время жизни.
Представители: а) осина, клёны, тополь; б) лиственницы, сосна, дуб, бузина, сирень; в) снежноягодник, дёрен белый, сосна, берёза; г) сосна, пихта, клён татарский, берёза; д) вяз, чубушник, дёрен белый, вишня; е) боярышник, жимолость.
Ответы: 1)___________________; 2)____________________;
3)___________________; 4)____________________;
5)___________________; 6)____________________.
24. Внешнее физическое (шум, выхлопы) воздействие на человека разных видов городского транспорта:
1)трамвая;
2)метро;
3)автобуса;
4)троллейбуса.
Качество транспорта с точки зрения сохранения здоровья: а) самый экологичный; б) вполне экологичный; в) экологичный, но уступает другим; г) неэкологичный.
Ответы: 1)___________________; 2)____________________;
3)___________________; 4)____________________.
25. Задача с комментированным ответом
Задание: впишите обоснованный ответ
тема |
Социальная экология |
|
||||||
Часть экологии, которая должна объяснять и прогнозировать основные тенденции развития, структуру и закономерности взаимодействия общества с природной средой, стали именовать социальной экологией. Барри Коммонер образно сформулировал четыре социально-экономических закона. В них он обобщил основные биоэкологические положения и природопользовательский опыт человечества. Сформулируйте эти законы и дайте каждому из них обоснование |
|
|||||||
АРГУМЕНТИРОВАННО ОБЪЯСНИТЕ СВОЙ ОТВЕТ Максимальное количество баллов - 12 |
|
|
||||||
Формулировка законов (от 0 до 4 баллов, по 1 баллу за каждый закон) |
Пояснения к содержанию законов ( от 0 до 2 баллов) |
|
||||||
Закон №1 0 – 2 балла |
Закон №2 0 – 2 балла |
Закон №3 0 – 2 балла |
Закон №4 0 – 2 балла |
Сумма баллов (максимально 12) |
||||
|
|
|
|
|
|
|||
Ключи по экологии
5-6 класс
I. Выберите правильные суждения:
1, 3, 4, 5, 7, 10
II. Расшифруйте следующие термины:
- Экосистема – группа организмов в совокупности с факторами неживой природы.
- Заказник – участок территории, в пределах которого постоянно или временно запрещены отдельные формы хозяйственной деятельности для обеспечения охраны определенных видов живых существ.
- Паразитизм – форма межвидовых отношений – сожительство разных организмов, один из которых является паразитом, а другой хозяином.
- Эфемероиды – многолетние травянистые растения, для которых характерно осенне-зимне-весенняя вегетация. Цветут рано весной. Летом надземные побеги полностью отмирают. Остаются лишь подземные запасающие органы с почками – луковицы, клубни, корневища.
- Бентос - совокупность организмов, всю жизнь или большую ее часть обитающих на дне водоемов, в их грунте и на грунте.
Решите задачи:
- Банки с консервированными огурцами, заготовленными в домашних условиях, «взрываются» обычно из-за того, что в них содержатся микробы. В процессе жизнедеятельности они образуют газ (обычно - метан), который и вызывает бомбаж (вздутие) банок.
- Нетребовательность к условиям среды, образование большого количества семян, широкие приспособительные возможности.
- Озеро, река мелеют.
- Нет, не всегда. В отдельные годы значительная часть цветков может погибать из-за неожиданных заморозков, засухи, сильных ливней и града, массового появления насекомых – вредителей.
- Одной из причин является то, что в старых гнездовьях остаются вши, клещи и другие паразиты птиц. Строительство новых гнезд является приспособлением к условиям среды.
БЛАНК ОТВЕТОВ
теоретического тура школьного этапа Всероссийской
олимпиады школьников по экологии
7 – 8 класс
№ |
Ответ |
№ |
Ответ |
1 |
г |
16 |
б, в |
2 |
г |
17 |
в |
3 |
в |
18 |
б |
4 |
в |
19 |
б, г |
5 |
в |
20 |
в, г |
6 |
б |
21 |
а |
7 |
в |
22 |
в |
8 |
б |
23 |
в |
9 |
б |
24 |
а |
10 |
а |
25 |
а, г |
11 |
а |
26 |
в, г |
12 |
б |
27 |
б |
13 |
а |
28 |
б |
14 |
в |
29 |
а |
15 |
б |
30 |
б |
Ответы к тестовым задачам по экологии для 9-10-11 класса
Тип задания, № вопроса |
Правильный ответ |
I тип задания 1. |
а |
2. |
б |
3. |
б |
4. |
в |
5. |
а |
6. |
б |
7. |
а |
8. |
в |
9. |
в |
10. |
б |
11. |
в |
12. |
в |
13. |
в |
14. |
б |
15. |
в |
|
Максимальное количество баллов - 15 |
II тип задания 16. |
Положительного влияния на живые организмы |
17. |
мутуализмом |
18. |
экстремальными |
19. |
число особей на единицу территории |
20. |
десяти процентов |
21. |
процентом населения, живущего в городах |
|
Максимальное количество баллов - 6 |
III тип задания 22. |
1)б; 2) г; 3) в; 4) а. |
23. |
1)д; 2) е; 3) г; 4) а; 5) в; 6) б. |
24. |
1) в; 2) а; 3) г; 4) б. |
|
Максимальное количество баллов - 14 |
IV тип задания 25. |
Максимальное количество баллов – 12 |
Итого: |
Максимальное количество баллов - 47 |
Ответ к задаче с комментированным ответом для 10 класса
Первый закон: «Все связано со всем».
Он указывает на существование в природе нашей планеты сложнейшей системы взаимодействий и говорит о недопустимости необдуманных вмешательств в экосистемы.
Второй закон: «Все должно куда-то деваться».
Обращает внимание на одну из причин экологического кризиса – чрезмерное накопление отходов, многие из которых являются чуждыми природе и потому не перерабатываются в ней естественным путём, этот закон указывает на создание новых, безотходных технологий.
Третий закон: «Природа знает лучше».
Он говорит о том, что, не зная законов и явлений живой природы, нельзя её улучшать и преобразовывать. Это чревато гибельными для жизни и человека последствиями.
Четвёртый закон: «Ничто не даётся даром»
Глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которой ничего не может быть выиграно или потеряно. Всё, что было извлечено из неё человеческим трудом, должно быть возмещено. Этим четвёртым законом Б. Коммонер как бы замыкает взаимодействие общества и природы. Названные законы не охватывают всех сторон взаимодействия общества и природы, они очень точно выражают стратегию природопользования и деятельности человека.