Шифр |
Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2015/2016 учебный год
школьный этап
5 класс
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10(по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1.Каких животных называют шестиногими друзьями и врагами человека:
а) паукообразных; б) ракообразных;
в) моллюсков; г) насекомых.
2.Какую функцию НЕ выполняет стебель:
а) передвижение органических веществ; б) передвижение минеральных веществ;
в) опорную; г) поглощение воды и минеральных солей.
3.Какой орган НЕ относится к выделительной системе:
а) мочевой пузырь; б) толстая кишка;
в) мочеточники; г) почка.
4.Какое животное НЕ относится к классу земноводных:
а) крокодил; б) озерная лягушка;
в) саламандра; г) тритон.
5.Палеонтология изучает:
а) историческое развитие животного мира ; б) зародышевое развитие организмов;
в) ископаемые остатки вымерших организмов;
г) многообразие животных и их распределение по группам.
6.В чем состоит главное значение выделения пота для организма:
а) в закупорке пор ; б) в увлажнении кожи;
в) в обезвреживании организма, защите от микробов;
г) в выделении из организма солей и излишков воды, в регуляции температуры тела.
7.Известно, что растения дышат. Выскажите предположение, как это можно доказать:
а) надо рассмотреть растение под микроскопом;
б) следует провести наблюдение над растущим растением;
в) надо определить газ, который поглощает и выделяет растение в темноте;
г) надо определить вещество, которое образуется в растении на свету.
8.Как доказать, что растение испаряет воду:
а) обильно полить растение и наблюдать за ним;
б) поместить лист растения в колбу и наблюдать за появлением капелек воды на стенках колбы;
в) нагреть лист растения и наблюдать за ним;
г) рассмотреть лист растения под микроскопом.
9.В какой группе животных указаны только насекомые:
а) мокрица, кузнечик, стрекоза; б) майский жук, дафния, капустная белянка;
в) собачий клещ, комар пискун, овод; г) колорадский жук, муравей, овод.
10.Какова роль насекомых в размножении растений:
а) питаются нектаром; б) питаются пыльцой;
в) питаются всеми органами растения; г) переносят пыльцу с цветка на цветок.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех
возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).
1. Бактерии являются возбудителями болезней –
1) чума, 2) холера, 3) амебная дизентерия; 4) оспа; 5) туберкулез.
а) 1, 2, 3; б) 1, 2, 5; в) 2, 3, 4; г) 2, 3, 5; д) 2, 4, 5.
2. Какова роль листа в жизни растений –
1) осуществляет поглощение воды и минеральных солей, 2) в нем происходит фотосинтез, 3) выполняет опорную функцию; 4) выполняет функцию испарения воды; 5) используется животными для питания; 6) может выполнять функцию размножения.
а) 1, 2, 3; б) 1, 2, 6; в) 2, 3, 4; г) 2, 3, 5; д) 2, 4, 6.
3. Чем животные отличаются от растений –
1) состоят из клеток, 2) тесно связаны со средой обитания, 3) питаются готовыми органическими веществами; 4) сами создают органические вещества из неорганических; 5) активно передвигаются в пространстве в поисках пищи; 6) обладают рефлекторной деятельностью.
а) 1, 2, 4; б) 1, 2, 5; в) 2, 3, 6; г) 3, 4, 5; д) 3, 5, 6.
4. Найдите среди названных организмов разрушителей органического вещества–
1) дождевой червь, 2) заяц-беляк, 3) мукор; 4) пшеница; 5) бактерии.
а) 1, 2, 4;
б) 1, 3, 4;
в) 1, 3, 5;
г) 2, 3, 5;
д) 2, 4, 5.
5. Семена каких растений распространяются ветром –
1) вишня, 2) черемуха, 3) клен; 4) одуванчик; 5) репейник; 6)ольха.
а) 1, 3; б) 2, 5; в) 3, 4; г) 3, 5; д) 4, 5.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых
следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1. Перемещение бактерий в пространстве может осуществляться с помощью жгутиков.
2. Фотосинтез происходит во всех клетках зеленых растений.
3. Тело млекопитающих покрыто шерстью.
4. Сосна относится к цветковым растениям.
5. К грибам относятся плесени и дрожжи.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
Часть 4. Соотнесите приспособленность растений и способ распространения их семян. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6.
Приспособления растений Способ распространения семян
А. Легкость плодов и семян 1. ветром
Б. Наличие большого запаса питательных веществ 2. насекомыми
В. Наличие крылаток
Г. Наличие крючков
Д. Наличие парашютиков.
Е. Наличие прицепок.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|