Тест районной олимпиады школьников по биологии 2010г.
8 класс.
Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного, даже самого легкого. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям. Время 180 минут.
Часть 1.
Часть 1 состоит из 25 заданий (№№1 – 25). К каждому заданию дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ. Под номером задания поставьте цифру, соответствующую порядковому номеру правильного ответа.
1. В каких форменных элементах крови человека происходит размножение малярийного паразита
1) в лейкоцитах
2) в эритроцитах
3) в тромбоцитах
4) в лимфоцитах
2. Общим свойством нервной и мышечной ткани человека является
1) автоматия
2) проводимость
3) возбудимость
4) сократимость
3. Ядро яйцеклетки папоротника-орляка образуется путем
1) мейоза
2) митоза ядра с одинарным набором хромосом
3) митоза ядра с двойным набором хромосом
4) оплодотворения
4. От сердца слона по строению принципиально отличается сердце
1) петуха
2) лягушки
3) обезьяны
4) собаки
5. Из кишечника в мышцы кровь несет
1) кислород
2) питательные вещества
3) углекислый газ
4) непереваренную пищу
6. У растений мякоть листа и плодов состоит из
1) образовательной ткани
2) механической ткани
3) основной ткани
4) покровной ткани
7. Клеточное ядро есть
1) у речного рака
2) у бактерии, вызывающей брюшной тиф
3) у вируса гриппа
4) у вируса полиомиелита
8. Категория «тип» в систематике животных соответствует категории «,,,» в систематике растений
1) отдел
2) тип
3) класс
4) царство
9. Позвоночные с трехкамерным сердцем, легочным и кожным дыханием –
1) Земноводные
2) Хрящевые рыбы
3) Млекопитающие
4) Пресмыкающиеся
10. Вакцина содержит
1) яды, выделяемые возбудителями
2) ослабленных возбудителей
3) готовые антитела
4) убитых возбудителей
11. Какая наука классифицирует организмы на основе их родства
1) морфология
2) палеонтология
3) экология
4) систематика
12. Сколько хромосом в половых клетках мухи дрозофилы, если в ее соматических клетках содержится 8 хромосом
1) 4
2) 8
3) 12
4) 16
13. Какие бактерии улучшают азотное питание растений
1) брожения
2) клубеньковые
3) уксусно-кислые
4) сапрфитные
14. Пресмыкающихся считают настоящими наземными позвоночными, так как они
1) дышат атмосферным кислородом
2) размножаются на суше
3) откладывают яйца
4) имеют легкие
15. Запас питательных веществ в клубнях картофеля накапливается
1) в хлоропластах
2) в хромопластах
3) в лейкопластах
4) в хромосомах
16. Клетка, имеющая оболочку из клетчатки, принадлежит
1) растению
2) животному
3) грибу
4) бактерии
17. На какой стадии развития насекомые активно питаются и растут, но не размножаются
1) яйца
2) личинки
3) куколки
4) взрослого насекомого
18. Шесть видов тканей и шесть типов органов характерны для … растений
1) Моховидных
2) Папоротниковидных
3) Голосеменных
4) Покрытосеменных
19. Дыхательная система впервые в процессе эволюции появилась у
1) Кишечнополостных
2) Плоских червей
3) Круглых червей
4) Моллюсков
20. Вегетативная нервная система человека регулирует работу мышц
1) плеча
2) голени
3) межреберных
4) кишечника
21.Митоза не бывает
1) у травяной лягушки
2) у картофеля
3) у сосны
4) у клубеньковой бактерии
22. Стремительный полет ласточки осуществляется благодаря
1) сокращению гладких мышц
2) сокращению и расслаблению поперечно-полосатых мышц
3) расслаблению гладких мышц
4) расслаблению поперечно-полосатых мышц
23. Метаморфоз (превращение) у земноводных затрагивает в основном … системы
1) пищеварительную и кровеносную
2) дыхательную и нервную
3) кровеносную и дыхательную
4) нервную и пищеварительную
24. Какая особенность строения древних кистеперых рыб указывает на их прогрессивную роль в последующей эволюции позвоночных животных
1) обтекаемая форма тела
2) мышцы на парных плавниках
3) костная чешуя
4) особенность расположения глаз
25. Железы смешанной секреции – это
1) печень и потовые
2) слюнные и слезные
3) поджелудочная и половые
4) щитовидная и гипофиз
Часть 2.
Часть 2 состоит из 5 заданий (№№ 26-30). К каждому заданию дано несколько ответов, из которых два являются верными. Выберите их и поставьте цифры, соответствующие порядковым номерам правильных ответов под номером задания.
26. Безусловные рефлексы являются
1) врожденными
2) общими для вида
3) временными
4) индивидуальными
27. Вирусными болезнями человека являются
1) оспа
2) малярия
3) ящур
4) холера
28. Чем зигота отличается от гаметы
1) содержит двойной набор хромосом
2) содержит половинный набор хромосом
3) образуется в результате мейоза
4) образуется в результате оплодотворения
29. Рецепторы – это нервные окончания, которые
1) воспринимают информацию из внешней среды
2) воспринимают информацию из внутренней среды
3) располагаются в исполнительном органе
4) реализуют ответную реакцию организма на раздражение
30. Выберите признаки, характерные для класса Однодольные
1) стержневая корневая система
2) жилкование листьев параллельное или дуговое
3) листья простые
4) две семядоли в семени
Часть 3.
Часть 3 состоит из 5 заданий ( №№30 – 35). Ответ (одно слово) запишите рядом с номером задания.
31. Наземные растения, приспособленные к обитанию в условиях избыточной влажности…
32. Вирус, способный поражать бактериальную клетку…
33. Направленное ростовое движение органов растений, вызванное действием какого-либо раздражителя…
34. Вещества, используемые для уничтожения сорняков…
35. Средний зародышевый листок у многоклеточных животных…
Часть 4.
Часть 4 состоит из 2 заданий (№№36 – 37). В заданиях установите соответствие и запишите ответ рядом с номером задания в виде последовательности цифр и букв.
36. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен
Признак |
Отдел растений |
А) наличие цветков |
1) Покрытосеменные |
Б) отсутствие плодов |
2) Папоротниковидные |
В) размножение спорами |
|
Г) образование пыльцы |
|
Д) оплодотворение зависит от наличия воды |
|
Е) оплодотворение не зависит от наличия воды |
|
37. Установите соответствие между примером нервной деятельности человека и функцией спинного мозга
Пример нервной деятельности |
Функция спинного мозга |
А) передача нервного импульса с чувствительного нейрона на двигательный |
1) рефлекторная |
Б) передача нервного импульса из спинного мозга в головной |
2) проводниковая |
В) передача нервных импульсов с чувствительных нейронов на вставочные |
|
Г) передача нервных импульсов от вставочного нейрона к восходящим путям |
|
Д) передача нервных импульсов от вставочных к двигательным нейронам |
|
Е) передача нервных импульсов по нисходящим путям |
|
Ключи к проверке заданий 8 класс.
№ вопроса |
ответ |
№ вопроса |
ответ |
№ вопроса |
ответ |
1 |
2 |
13 |
2 |
25 |
3 |
2 |
3 |
14 |
2 |
26 |
1,2 |
3 |
1 |
15 |
3 |
27 |
1,3 |
4 |
2 |
16 |
1 |
28 |
1,4 |
5 |
2 |
17 |
2 |
29 |
1.2 |
6 |
3 |
18 |
4 |
30 |
2,3 |
7 |
1 |
19 |
4 |
31 |
гигрофиты |
8 |
1 |
20 |
4 |
32 |
бактериофаг |
9 |
1 |
21 |
4 |
33 |
тропизм |
10 |
2 |
22 |
2 |
34 |
гербициды |
11 |
4 |
23 |
3 |
35 |
мезодерма |
12 |
1 |
24 |
2 |
36 |
1. А,Г,Е 2. Б,В,Д |
|
|
|
|
37 |
1. А,В,Д 2. Б,Г,Е |
В части 1 каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
В части 2 каждый полный правильный ответ оценивается 2 баллами, неполный – 1.
В части 3 каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.
В части 4 каждое правильное соответствие оценивается 1 баллом.
Максимальное количество баллов – 57.