1. Напишите, чем живые организмы отличаются от объектов неживой природы.
Живые организмы разнообразны, но всех их объединяет способность к самостоятельному существованию, клеточное строение и сходный химический состав. Все живые организмы имеют признаки, по которым их легко отличить от неживых объектов.
2. Заполните схему примерами.
Природа
Живая: растения, насекомые, птицы, млекопитающие.
Неживая: лед, камни, здания, асфальт.
3. Заполните схему.
Царства живой природы.
4. Что общего в строении всех живых организмов?
Все живые организмы состоят из клеток. Клетка – мельчайшая часть организма, выполняющая жизненно необходимые функции.
5. Рассмотрите рисунки. Назовите признаки живого, которые они иллюстрируют.
Питание и движение, раздражимость, размножение и развитие, подвижность, питание и движение, рост и развитие.
6. Назовите и охарактеризуйте основные признаки живого.
Признаки живого:
1. Обмен веществ – между организмом и средой постоянно происходит обмен веществ и энергии. Одни вещества используются на построение тела, другие распадаются, и выделяется энергия.
2. Питание – поглощение из внешней среды необходимых питательных веществ для дальнейшего пищеварения.
3. Выделение – удаление непереваренных остатков и вредных веществ из организма.
4. Дыхание – поступление в организм кислорода, который необходим для получения энергии.
5. Рост – увеличение размеров организма.
6. Развитие – изменение в строении организма, его усложнение.
7. Раздражимость – способность реагировать на изменения в окружающей среде.
8. Подвижность – активное движение у животных и более медленное у растений для различных целей.
9. Размножение – способность воспроизводить себе подобных.
7. Дайте определение понятий.
Обмен веществ – сложные процессы в организме, в результате которых из одних веществ образуются другие, одни вещества распадаются и дают энергию, другие участвуют в образовании частей тела, третьи выделяются.
Раздражимость – это способность реагировать на изменения в окружающей среде.
Питание – это поглощение из внешней среды необходимых веществ для дальнейшего пищеварения и получения энергии.