Всероссийская олимпиада школьников 2013.
Школьный этап. Экология.
7-8 классы
Продолжительность олимпиады 1,5 часа
I. Тестовые задания
1. Термин «экология» был предложен Э. Геккелем в:
а) 1866 г.;
б) 1966 г.;
в) 1823 г.;
г) 1935 г.
2. Экологическую проблему возможно решить, если действовать в следующей очередности:
а) на локальном, региональном, а затем на глобальном уровне;
б) на региональном, локальном, а затем на глобальном уровнях;
в) на глобальном, региональном, а затем на локальном уровнях;
г) на всех уровнях одновременно.
3. Резервом пресной воды, недоступной для употребления живым организмам, на нашей планете являются:
а) подземные воды;
б) атмосферная влага;
в) химически связанная влага;
г) ледники Арктики и Антарктики.
4. Чтобы выжить, человечество должно понимать, что биосфера формирует такие условия жизни, как:
а) чистая вода, плодородная почва, пригодная для дыхания атмосфера;
б) плодородная почва, магнитное поле Земли, кислород атмосферы;
в) чистая вода, магнитное поле Земли, сила тяготения;
г) плодородная почва, углекислый газ атмосферы, сила тяготения.
5. Из перечисленных видов растений наиболее устойчивый к вытаптыванию
а) одуванчик лекарственный;
б) плаун булавовидный;
в) подорожник большой;
г) ландыш майский.
6. Выберите из перечисленных организмов те, которые участвуют в формировании торфа и угля:
а) рыбы;
б) фораминиферы;
в) моллюски,
г) растения.
7. Среди перечисленных экосистем естественной является:
а) сад;
б) болото;
в) аквариум;
г) парк.
8. Какие признаки характерны для всех живых организмов?
а) активное передвижение;
б) дыхание, питание, рост, размножение;
в) поглощение из почвы растворенных в воде минеральных солей;
г) образование органических веществ из неорганических.
9. Озоновый слой атмосферы разрушается под воздействием
а) жесткой солнечной радиации;
б) хлорфторорганических соединений;
в) углекислого газа;
г) изменения геомагнитных свойств почвы.
10. Парой хищник - жертва могут являться:
а) росянка и комар;
б) гриб - трутовик и береза;
в) актиния и рак-отшельник;
г) тля и муравей.
11. Особо охраняемые уникальные либо эталонные природные объекты, обычно занимающие небольшую площадь, называются:
а) заповедниками;
б) заказниками;
в) памятниками природы;
г) природными парками.
12. Аэрозоль - это:
а) смесь воды - серной кислоты;
б) твердые и жидкие частицы, находящиеся во взвешенном состоянии в атмосфере, обладающие малыми скоростями осаждения;
в) токсичные вещества, выбрасываемые предприятиями в окружающую среду;
г) все перечисленное.
13. Воздействие хозяйственной деятельности человека на организмы и на среду их обитания – это…
а) антропогенные факторы среды;
б) биотические факторы среды;
в) абиотические факторы среды;
г) техногенные факторы среды.
14. Что произойдет, если на перья водоплавающих птиц попадет нефть или мазут?
а) перья прилипнут к телу, оно приобретет более обтекаемую форму, поэтому птица будет затрачивать меньше энергии при полете;
б) мазут неприятен на вкус, хищники перестанут охотиться на птиц, поэтому их численность увеличится;
в) перья и пух слипнутся, вода будет легко проникать к коже, птицы погибнут от переохлаждения;
г) свойства оперения практически не изменятся.
15. Среди рыб наибольшей плодовитостью отличаются те, у которых икра:
а) имеет крупные размеры;
б) охраняется самкой;
в) плавает в толще воды;
г) закапывается в песок.
16. Неустойчивой породой к высокой концентрации газовых выбросов является:
а) ель обыкновенная;
б) акация белая;
в) можжевельник обыкновенный;
г) береза повислая.
17. Как называются наземные растения, обитающие в местах с высокой влажностью и избыточной увлажненностью почвы?
а) гидрофиты;
б) мезофиты;
в) гигрофиты;
г) ксерофиты.
18. Замечено, что во время сильной бури ветер выкорчевывает ели, а сосны ломает. Почему?
а) у сосны более хрупкая древесина;
б) у ели более массивная крона;
в) у ели плохо развита корневая система;
г) сосна устойчивее за счет корней, глубоко проникающих в почву.
19. Бентос – это:
а) группа растений, обитающих на поверхности воды;
б) группа парящих водных обитателей;
в) совокупность обитателей дна;
г) группа организмов, населяющих толщу воды.
20. Скорпион в состоянии опасности, например, в случае пожара впадает в особое состояние и выглядит мертвым. Такое состояние называется:
а) каталепсия;
б) диапауза;
в) мимикрия;
г) неотения.
21. Яды, применяемые в сельском хозяйстве для борьбы с насекомыми-вредителями,
называются:
а) гербициды;
б) инсектициды;
в) фунгициды;
г) ротентициды.
22. Какие организмы способны самостоятельно усваивать азот из атмосферы?
а) животные;
б) грибы;
в) растения;
г) бактерии.
23. Почвы с повышенной кислотностью характерны для экосистем:
а) березняка;
б) ельника;
в) пойменного луга;
г) суходольного луга.
24. Какое заболевание делает человека наиболее восприимчивым к загрязнению воздуха?
а) силикоз;
б) гепатит;
в) астма;
г) дерматит.
25. Отличительной особенностью безобидной ящерицы – ломкой веретеницы от змей: медянки и гадюки, имеющих также бурую окраску, является:
а) наличие конечностей;
б) отсутствие конечностей;
в) наличие мигательной перепонки;
г) отсутствие мигательной перепонки.
26. Теневыносливыми растениями являются:
а) береза пушистая, рожь обыкновенная;
б) ель голубая, майник двулистный;
в) осина, василек полевой;
г) сосна обыкновенная, рогоз обыкновенный.
27. В целях сокращения объема твердых бытовых отходов, совершая покупки в магазине,
лучше всего:
а) приобрести в магазине пластиковый пакет;
б) приобрести в магазине бумажный пакет;
в) захватить с собой пластиковый пакет;
г) захватить с собой холщовую сумку.
28. Наиболее эффективным способом предохранения организмов от перегрева является:
а) излучение тепла через покровы тела в окружающую среду;
б) испарение воды с покровов и слизистых оболочек тела;
в) конденсация водяного пара на поверхности покровов тела;
г) изменение позы тела по отношению к внешнему источнику тепла.
29. Основная масса живого вещества сосредоточена:
а) в океане;
б) на суше;
в) в озерах и водохранилищах;
г) в реках и ручьях.
30. В большинстве промышленно развитых стран выбросы загрязняющих веществ в атмосферу уменьшились или стабилизировались за счёт того, что в основу планирования природоохранной политики был положен принцип:
а) «всё связано со всем»;
б) «природа знает лучше»;
в) «все должно куда-то деваться»;
г) «платит тот, кто загрязняет».
31. В каком случае наиболее вероятно полное исчезновение одного из малочисленных видов или небольшой популяции?
а) появление нового паразита;
б) увеличение численности жертв;
в) увеличение численности хищников;
г) правильного ответа нет.
32. Отметьте водное растение, которое может быть использовано в качестве биоиндикатора водоема:
а) кувшинка;
б) рдест;
в) ряска;
г) роголистник.
33. Из списка млекопитающих выберите характерного обитателя глухой тайги:
а) кабан;
б) северный олень;
в) росомаха;
г) лось.
34. Естественное загрязнение биосферы происходит в результате:
а) лесных пожаров;
б) отмирания значительного количества биомассы в экосистеме;
в) многократного увеличения численности одного из видов;
г) обработки растений пестицидами.
35. К числу видов, встречающихся в экосистемах тундры нельзя отнести:
а) карликовую березу;
б) голубику;
в) морошку;
г) волчье лыко.
II. Ситуационные задания
36. Аквариумные рыбки, приобретенные в зоомагазине и выпущенные в аквариум, через несколько часов погибли. Какими причинами могла быть вызвана гибель рыб?
37. Около новостроек часто можно наблюдать застойные лужи, здесь плохо растут деревья. В чем причина этих явлений?
38. С наступлением зимы одни виды летучих мышей улетают, некоторые же остаются зимовать, впадая в спячку. Какое значение для летучих мышей имеют миграция и спячка?
39. На опушке и вырубках в лесу среди кустов боярышника, шиповника иногда встречаются смородина, крыжовник. Каким образом могли попасть в лес эти растения?
40. По правилам ведения лесного хозяйства необходимо полностью очищать лесосеки от древесных остатков. Срубленные стволы деревьев, временно оставляемые в лесу, очищают от коры. Какое значение имеют эти правила?
Каждый правильный ответ тестового задания оценивается в один балл. Каждый правильный ответ ситуационного задания оценивается в два балла. Максимальное количество - 45 баллов.
ШИФР______________
Бланк ответов к заданиям по экологии для 7-8 классов
школьного этапа Всероссийской олимпиады по экологии
№ |
Ответ |
№ |
Ответ |
1 |
|
21 |
|
2 |
|
22 |
|
3 |
|
23 |
|
4 |
|
24 |
|
5 |
|
25 |
|
6 |
|
26 |
|
7 |
|
27 |
|
8 |
|
28 |
|
9 |
|
29 |
|
10 |
|
30 |
|
11 |
|
31 |
|
12 |
|
32 |
|
13 |
|
33 |
|
14 |
|
34 |
|
15 |
|
35 |
|
16 |
|
36 |
|
17 |
|
37 |
|
18 |
|
38 |
|
19 |
|
39 |
|
20 |
|
40 |
|