Всероссийская олимпиада школьников 2013.
Муниципальный этап. Экология.
7 классы
Продолжительность олимпиады 2 часа
1. Оболочка Земли, населенная живыми организмами, называется:
а) биосферой;
б) тропосферой;
в) биогеоценозом;
г) экосферой.
2. Мониторинг окружающей среды - это:
а) создание наилучших условий жизни для человека и природы;
б) слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли;
в) совокупность процессов, связанных с охраной природы и экологией человека;
г) слежение за состоянием окружающей человека природной среды и предупреждение о критических ситуациях, опасных для здоровья человека и всех других живых организмов.
3. Когда отмечается Всемирный день окружающей среды?
а) 5 июня;
б) 15 апреля;
в) 1 сентября;
г) 23 марта.
4. Создание коллекций деревьев и кустарников с целью сохранения и обогащения растительного мира – это задача:
а) парков культуры и отдыха;
б) природных национальных парков;
в) ботанических садов и дендрологических парков;
г) заповедников и заказников.
5. Что из перечисленного нельзя назвать агроценозом:
а) искусственно зарыбленный пруд;
б) незасеянное поле;
в) дачный участок с сорняками;
г) посадка сосны в лесу.
6. К фитогенным факторам относится:
а) вырубка леса человеком;
б) выравнивание растениями теплового режима местности;
в) разложение бактериями остатков мертвых растений;
г) роющая деятельность кротов.
7. Последствиями выпадения кислотных осадков не является:
а) усиление коррозии металлов;
б) закисление озер и гибель гидробионтов;
в) эвтрофикация водоемов и усиленное развитие фитопланктона;
г) гибель хвойных и поражение лиственных лесов.
8. Существует прямая связь между истощением озонового слоя и ростом:
а) врожденных патологий;
б) сердечнососудистых заболеваний;
в) онкологических заболеваний;
г) заболеваний опорно-двигательного аппарата.
9. Не могут встречаться в одном сообществе следующие пары растений:
а) подорожник средний – лютик едкий;
б) черника – голубика;
в) клюква – багульник;
г) сныть – сфагнум.
10. Периодические колебания численности особей, характерные для любой популяции животных, называются:
а) динамикой;
б) волнами жизни;
в) изменениями;
г) периодичностью.
11. Живые организмы смогли освоить сушу благодаря тому, что:
а) на земле появилась атмосфера;
б) произошло перераспределение суши и Океана;
в) содержание кислорода в атмосфере увеличилось до 20%;
г) у животных и растений появились органы дыхания.
12. Среди паразитов преимущество получают те, которые:
а) приводят хозяина к как можно более ранней гибели;
б) способны более полно и длительно использовать хозяина;
в) следуют принципу «Изнуряй и погуби!»;
г) следуют принципу «Не изнуряй и не губи».
13. В состав популяции не входят:
а) организмы одного вида;
б) организмы разных видов;
в) организмы разных возрастов;
г) организмы разного пола.
14. Сигналом к сезонным изменениям является:
а) температура;
б) длина дня;
в) количество пищи;
г) взаимоотношения между организмами.
15. Кто из перечисленных организмов относится к продуцентам:
а) корова;
б) белый гриб;
в) клевер луговой;
г) человек.
16. Вырубка лесных массивов приводит к:
а) увеличению видового разнообразия птиц;
б) увеличению видового разнообразия млекопитающих;
в) уменьшению испарения;
г) нарушению кислородного режима.
17. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:
а) резких колебаний температуры;
б) канцерогенных веществ;
в) радиоактивного загрязнения;
г) возбудителей заболеваний.
18. Какой тип почв формировался под степной растительностью?
а) черноземы;
б) подзолы;
в) каштановые почвы;
г) солончаковые почвы.
19. Загрязнение природной среды живыми организмами, вызывающими у человека различные заболевания, называется:
а) радиоактивным;
б) биологическим;
в) химическим;
г) шумовым.
20. Рельеф, климат, вода, почва, воздух относятся к:
а) биотическим факторам;
б) абиотическим факторам;
в) антропогенным факторам;
г) эдафическим факторам.
21. Массовая гибель рыбы при разливе нефти в водоемах связана с уменьшением в воде:
а) световой энергии;
б) кислорода;
в) углекислого газа;
г) солености.
22. Растения, в отличие от животных:
а) образуют на свету органические вещества из углекислого газа и воды;
б) питаются готовыми органическими веществами;
в) поглощают кислород в процессе дыхания;
г) имеют клеточное строение.
23. К антропогенным источникам загрязнения окружающей среды не относятся:
а) транспорт;
б) сельское хозяйство;
в) вулканы и гейзеры;
г) промышленность.
24. За какой ресурс могут конкурировать шмель и пчела:
а) семена пшеницы;
б) ионы калия;
в) вода;
г) нектар.
25. Основная причина кислотных дождей – наличие в атмосфере Земли:
а) угарного газа;
б) углекислого газ;
в) сернистого газа;
г) аэрозолей.
26. Канцерогенами называют вещества, вызывающие:
а) раковые заболевания;
б) аллергические заболевания;
в) хроническое отравление;
г) инфекционные заболевания.
27. Наиболее эффективным способом предохранения организмов от перегрева является:
а) излучение тепла через покровы тела в окружающую среду;
б) испарение воды с покровов и слизистых оболочек тела;
в) конденсация водяного пара на поверхности покровов тела;
г) изменение позы тела по отношению к внешнему источнику тепла.
28. Экологически чистые источники энергии:
а) тепловые электростанции;
б) дизельные двигатели;
в) атомные электростанции;
г) солнечные батареи.
29. Рекреационное значение лесов заключается в том, что:
а) леса используются как места отдыха людей;
б) леса служат для накопления строительного материала;
в) леса используются для выпаса скота;
г) леса используются как защитные участки по отношению к окружающим их полям.
30. Выберите биоценоз наиболее разнообразный по видовому составу:
а) степь;
б) тропический лес;
в) луг;
г) широколиственный лес.
31. Строительство плотины можно рассматривать как пример фактора:
а) абиотического;
б) биотического;
в) антропогенного;
г) вообще не экологического.
32. Некоторые грибы растут на корнях определенных деревьев. Такой тип взаимоотношений называется:
а) паразитизмом;
б) комменсализмом;
в) симбиозом;
г) сапрофитизмом.
33. Можно считать, что львы и тигры находятся на одном и том же трофическом уровне, потому что и те и другие:
а) поедают растительноядных животных;
б) живут в сходных местообитаниях;
в) имеют примерно одинаковые размеры;
г) имеют разнообразную кормовую базу.
34. Бактерицидными свойствами обладают:
а) лук, хлеб;
б) чеснок, клюква;
в) гранаты, мясо;
г) рыба, яблоки.
35. Самым эффективным действием отдельного человека по улучшению экологических условий может быть:
а) повторное использование стеклотары;
б) вегетарианское питание,
в) езда на велосипеде вместо использования автотранспорта;
г) активное участие в борьбе за принятие и выполнение законов по охране окружающей среды.
36. Растения, нежелательные на территориях, используемых человеком в его хозяйственной деятельности . . .
37. Добыча или уничтожение диких животных, ловля рыбы с нарушением порядка, установленного действующим законодательством и правилами, называется . . .
38. Совокупность живых организмов, обитающих на дне или в грунте водоемов,
называют . . .
39. Территория, на которой запрещены отдельные формы хозяйственной деятельности с целью сохранения отдельных биологических видов или биогеоценозов в целом, называется . . .
40. Система мероприятий для сохранения видов и среды их обитания, экосистем, недр – это . . .
Всероссийская олимпиада школьников 2013.
Муниципальный этап. Экология.
7 классы
БЛАНК ОТВЕТОВ
1 |
а |
21 |
б |
2 |
г |
22 |
а |
3 |
а |
23 |
в |
4 |
в |
24 |
г |
5 |
г |
25 |
в |
6 |
б |
26 |
а |
7 |
в |
27 |
б |
8 |
в |
28 |
г |
9 |
г |
29 |
а |
10 |
б |
30 |
б |
11 |
в |
31 |
в |
12 |
б |
32 |
в |
13 |
б |
33 |
а |
14 |
б |
34 |
б |
15 |
в |
35 |
г |
16 |
г |
36 |
сорные растения |
17 |
а |
37 |
браконьерство |
18 |
в |
38 |
бентос |
19 |
б |
39 |
заказник |
20 |
б |
40 |
охрана природы |