Школьный этап 9 клас 2015 год

Автор: Злой_кек | от 23.01.2016, 15:11 | посмотрело: 2292

0

Шифр

  

Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2015/2016 учебный год

школьный этап

9 класс

Часть I.  Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа

из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25

(по 1 баллу за каждое тестовое задание)

1.Как называется часть микроскопа, обращенная к предмету:

а) окуляр;                                                                    б) объектив;

в) зеркало;                                                                   г) предметный столик.

2.С какой целью рассаду помидора сажают глубоко в грунт, закапывая при этом часть стебля:

а) для защиты от высыхания;                                   б) для образования придаточный корней;

в) для развития боковых корней;                             г)для развития главного корня.

 3.Какое условие является не обязательным для фотосинтеза:

а) вода;                                                                       б) кислород;

в) свет;                                                                        г) тепло.

4.Что не относится к видоизмененному побегу:

а) стебель картофеля;                                                б) корневище ландыша;

в) клубень картофеля;                                               г) луковица тюльпана.

5.В какой части древесного стебля накапливаются запасные вещества:

а) в камбии;                                                                б) в древесине;

в) в сердцевине;                                                         г) в коре.

6.По какому признаку можно объединить в одну группу малину, крапиву и пырей:

а) размножение усиками;                                         б) сорное растение;

в) размножение корнями;                                         г) размножение подземными побегами.

7.Если тычиночные и пестичные цветки находятся на одном растении, то они называются:

а) тычиночные;                                                          б) однодомные;

в) двудомные;                                                             г) обоеполые .

8.Хорда в течение всей жизни сохраняется у:

а) окуня;                                                                      б) латимерии;

в леща;                                                                         г) карпа.

9.Улягушек малый круг кровообращения заканчивается:

а) в правом предсердии;                                            б) в левом предсердии;

в) в желудочке;                                                           г) у лягушек один круг кровообращения.

10.К отряду чешуйчатых относятся:

а) плащеносная ящерица;                                         б) гадюка обыкновенная;

в) древесный игуана;                                                 г) все перечисленные.

11.Киль отсутствует:

а) у киви;                                                                    б) у пингвина;

в) у голубя;                                                                г) у попугая.

12.Диафрагма впервые появляется у:

а) амфибий;                                                               б) рептилий;

в) птиц;                                                                      г) млекопитающих.

13.К отряду непарнокопытных относятся:

а) лось;                                                                       б) кабан;

в) осел;                                                                       г) жираф.

14.Что такое нерв:

а) нервные пути в ЦНС;                                           б) скопление нервных клеток вне ЦНС;

в) белое серое вещество в ЦНС;          г) скопление длинных отростков нервных клеток вне ЦНС.

15.Какой элемент входит в состав гормона тироксина:

а) железа;                                                                  б) бром;

в) натрий;                                                                  г) йод.

 16.Чем представлена внутренняя среда организма:

а) клетками тела;                                                     б) внутренними органами;

в) кровью, тканевой жидкостью и лимфой;         г)плазма и клетками крови.

17.В каких сосудах кровь течет медленней всего:

а) в аорте;                                                                б) в артериях;

в) в венах;                                                                г) в капилляр.

18.Какие вещества расщепляются под действием фермента пепсина:

а) белки;                                                                  б) жиры;

в) углеводы;                                                            г) витамины.

19.Где происходит различение звуковых колебаний, их силы и высоты:

а)в улитке;                                                              б) в слуховом нерве;

в) в височной зоне коры;                                       г) в среднем ухе .

20. Группа наиболее сходных по генотипу и фенотипу особей вида, обитающих совместно называют:

а) популяцией;                                                         б) родом;

в) семейством;                                                         г) отрядом.

21.Свойства организма приобретать различия между особями в пределах вида это:

а) рост;                                                                     б) развитие;

в) изменчивость;                                                     г) наследственность.

22.Что не относится к результатам действия естественного отбора:

а) образование новых видов;                                 б) наследственная изменчивость;

в) многообразие органического мира;         г) приспособленность организмов к среде обитания.

23.Какой побочный продукт реакций фотосинтеза поступает в атмосферу:

а) вода;                                                                    б) углекислый газ;

в) азот;                                                                     г) кислород.

24.С помощью генетического кода зашифрована информация о последовательности расположения:

а) ферментов на кристах митохондрий;         б) молекул хлорофилла на гранах хлоропластов;

в) мономеров в молекулах клетчатки;                                   г) аминокислот в молекуле белка.

25.Совокупность реакций расщепления органических веществ в клетке, сопровождаемых синтезом молекул АТФ, представляет собой:

а) энергетический обмен;                                    б) пластический обмен;

в) процесс хемосинтеза;                                       г) фагоцитоз.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

22

23

24

25

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех

возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное

количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

1.Какие из этих растений имеют сложные листья-

1) клен, 2) акация, 3)береза; 4) осина; 5) клубника, 6)клевер

а) 1, 2, 3;                                                                         б) 1, 2, 6;

в) 1, 3, 4;                                                                         г) 2, 5, 6;

д) 2, 4, 5.

2. Какие из нижеперечисленных растений являются тенелюбивыми-

1) дягиль,  2) василек луговой, 3) ковыль; 4) купена; 5)подснежник; 6)полынь; 7)ива.

а) 1, 3;                                                                        б) 1, 6;

в) 1, 4;                                                                        г) 2, 7;

д) 3, 5.

3.В клетках каких организмов не происходит фагоцитоз–

1)растений, 2)инфузорий, 3)бактерий; 4)грибов; 5)лейкоцитах человека; 6)фагоцитах человека.

а) 1, 3, 4;                                                                       б) 1, 4, 5;

в) 2, 3, 6;                                                                       г) 2, 4, 5;

д) 3, 5, 6.

4.Какие части и органоиды клетки содержат молекулы ДНК –

1)митохондрии, 2)рибосомы, 3)хлоропласты; 4)комплекс Гольджи; 5)ядро;6)плазматическая мембрана.

а) 1, 2, 4;                                                                       б) 1, 3, 5;

в) 1, 4, 5;                                                                       г) 2, 3, 6;

д) 2, 5, 6.

5. Комплекс Гольджи в клетке участвует -

1)в биосинтезе белка, 2)в реакциях фотосинтеза, 3)накоплении в пузырьках и цистернах белков, жиров и углеводов; 4обновлении и росте плазматической мембраны); 5)хранении наследственной информации, 6)образовании лизосом.

а) 1,4,6;                                                                           б) 3,4,6;

в) 2,4,5;                                                                           г) 2,5,6;

д) 3,5,6.

6.Какие методы используются для изучения клетки–

1)микроскопии, 2)генеалогический, 3) меченых атомов; 4)близнецовый; 5)центрифугирования; 6)гибридологический

а) 1,  3, 5;                                                                         б) 1, 2, 4;

в) 1, 3, 4;                                                                         г) 2, 3, 5;

д) 2, 4, 5.

7.Выберите признаки растений семейства Лилейные–

1)видоизмененные листья,  2)плоды боб или стручок , 3)плоды ягода или коробочка; 4)цветки трехчленного типа с простым околоцветником; 5)жилкование листьев сетчатое; 6)видоизмененные подземные побеги-луковицы и корневище.

а) 1, 3, 5;                                                                        б) 1, 5, 6;

в) 1, 4, 6;                                                                        г) 2, 3, 4;

д) 3, 4, 6.

8.Сходство клеток цианобактерий и растений состоит в том, что они имеют –

1)оформленное ядро, 2)цитоплазму, 3)митохондрии; 4)автотрофное питание; 5)пластиды; 6)рибосомы.

а) 1, 3, 4;                                                                       б) 1, 4, 5;

в) 2, 3, 6;                                                                       г) 2, 4, 5;

д) 3, 5, 6.

9. Выберите признаки характерные для паразитических червей –

1)анаэробное дыхание, 2)наличие мышечной системы, 3)развитие со сменой хозяев; 4)сложный жизненный цикл; 5)простой цикл развития;6)наличие ресничек.

а) 1, 2, 4;                                                                       б) 1, 3, 4;

в) 1, 4, 5;                                                                       г) 2, 3, 5;

д) 2, 5, 6.

10. Приспособление земноводных к жизни на суше-

1)конечности рычажного типа, 2)глаза с подвижными веками, 3)перепонки между пальцев; 4)боковая линия; 5)холоднокровность, 6)легочное дыхание.

а) 1,4,6;                                                                           б) 1,3,4;

в) 2,4,5;                                                                           г)1, 2,6;

д) 3,5,6.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых

следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Корень это орган растения, укрепляющий его в почве и обеспечивающий растение водой и органическими веществами.

2. Камбий это слой живых клеток способных делиться и образовывать клетки других тканей.

3. Зона проведения расположена за зоной всасывания.

4. Луковицы это видоизмененный подземный побег.

5. Покрова семязачатка, разрастаясь, превращаются в семенную кожуру.

6.  У гороха плод-стручок.

7. У окуня нет кости, соединяющих скелет брюшных плавников с позвоночником.

8. Голова лягушки неподвижна сочленяются с туловищем.

9 . Цевка у птиц обеспечивает прочность пояса передних конечностей.

10. Бивни слона это видоизмененные резцы верхней челюсти.

11. Поджелудочная железа вырабатывает гормоны  и ферменты.

12. Работа вегетативной нервной системы подчинена воли человека.

13. Вторичная структура белка представлена спиралью или складчатым слоем.

14. В процессе пиноцитоза происходит поглощение жидкости.

15. Строительство гнезда для высиживания кладки яиц – пример межвидовой борьбы за существование.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

12

13

14

15

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 4.Установите соответствие. Максимальное количество баллов, которое можно набрать –10.

1.Установите соответствие между признаком клетки и ее вида

         Признаки клетки                                                                               Вид клетки

А. Отсутствуют митохондрии                                                             1.Бактериальная                                                                           Б. Имеет оформленное ядро                                                                2.Клетка гриба                                                                                        

В. Имеется одна кольцевая хромосома

Г. Имеются все органоиды

Д. Отсутствует комплекс Гольджи.

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

2.Установите соответствие между заболеванием, которое возникает в результате нарушения деятельности железы, и ее названием

             Заболевание                                                                                 Железа

А. Гигантизм                                                                                        1.гипофиз                                                                           Б. Базедова болезнь                                                                             2.щитовидная железа                                                                                        

В. Микседема

Г. Акромегалия

Д. Кретинизм.

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 



Теги:

Категория: Биология

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем.
Всего комментариев0
avatar
 
В русском Интернете бестолку защищать свои права. Хотите использовать материалы - используйте, но c ссылкой на источник. В противном случае будут высланы соответствующие письма в поисковые системы об ограничении индексации ваших сайтов.