Шифр |
Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2015/2016 учебный год
школьный этап
9 класс
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа
из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25
(по 1 баллу за каждое тестовое задание)
1.Как называется часть микроскопа, обращенная к предмету:
а) окуляр; б) объектив;
в) зеркало; г) предметный столик.
2.С какой целью рассаду помидора сажают глубоко в грунт, закапывая при этом часть стебля:
а) для защиты от высыхания; б) для образования придаточный корней;
в) для развития боковых корней; г)для развития главного корня.
3.Какое условие является не обязательным для фотосинтеза:
а) вода; б) кислород;
в) свет; г) тепло.
4.Что не относится к видоизмененному побегу:
а) стебель картофеля; б) корневище ландыша;
в) клубень картофеля; г) луковица тюльпана.
5.В какой части древесного стебля накапливаются запасные вещества:
а) в камбии; б) в древесине;
в) в сердцевине; г) в коре.
6.По какому признаку можно объединить в одну группу малину, крапиву и пырей:
а) размножение усиками; б) сорное растение;
в) размножение корнями; г) размножение подземными побегами.
7.Если тычиночные и пестичные цветки находятся на одном растении, то они называются:
а) тычиночные; б) однодомные;
в) двудомные; г) обоеполые .
8.Хорда в течение всей жизни сохраняется у:
а) окуня; б) латимерии;
в леща; г) карпа.
9.Улягушек малый круг кровообращения заканчивается:
а) в правом предсердии; б) в левом предсердии;
в) в желудочке; г) у лягушек один круг кровообращения.
10.К отряду чешуйчатых относятся:
а) плащеносная ящерица; б) гадюка обыкновенная;
в) древесный игуана; г) все перечисленные.
11.Киль отсутствует:
а) у киви; б) у пингвина;
в) у голубя; г) у попугая.
12.Диафрагма впервые появляется у:
а) амфибий; б) рептилий;
в) птиц; г) млекопитающих.
13.К отряду непарнокопытных относятся:
а) лось; б) кабан;
в) осел; г) жираф.
14.Что такое нерв:
а) нервные пути в ЦНС; б) скопление нервных клеток вне ЦНС;
в) белое серое вещество в ЦНС; г) скопление длинных отростков нервных клеток вне ЦНС.
15.Какой элемент входит в состав гормона тироксина:
а) железа; б) бром;
в) натрий; г) йод.
16.Чем представлена внутренняя среда организма:
а) клетками тела; б) внутренними органами;
в) кровью, тканевой жидкостью и лимфой; г)плазма и клетками крови.
17.В каких сосудах кровь течет медленней всего:
а) в аорте; б) в артериях;
в) в венах; г) в капилляр.
18.Какие вещества расщепляются под действием фермента пепсина:
а) белки; б) жиры;
в) углеводы; г) витамины.
19.Где происходит различение звуковых колебаний, их силы и высоты:
а)в улитке; б) в слуховом нерве;
в) в височной зоне коры; г) в среднем ухе .
20. Группа наиболее сходных по генотипу и фенотипу особей вида, обитающих совместно называют:
а) популяцией; б) родом;
в) семейством; г) отрядом.
21.Свойства организма приобретать различия между особями в пределах вида это:
а) рост; б) развитие;
в) изменчивость; г) наследственность.
22.Что не относится к результатам действия естественного отбора:
а) образование новых видов; б) наследственная изменчивость;
в) многообразие органического мира; г) приспособленность организмов к среде обитания.
23.Какой побочный продукт реакций фотосинтеза поступает в атмосферу:
а) вода; б) углекислый газ;
в) азот; г) кислород.
24.С помощью генетического кода зашифрована информация о последовательности расположения:
а) ферментов на кристах митохондрий; б) молекул хлорофилла на гранах хлоропластов;
в) мономеров в молекулах клетчатки; г) аминокислот в молекуле белка.
25.Совокупность реакций расщепления органических веществ в клетке, сопровождаемых синтезом молекул АТФ, представляет собой:
а) энергетический обмен; б) пластический обмен;
в) процесс хемосинтеза; г) фагоцитоз.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
|
||||
|
|
|
|
|
|
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех
возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное
количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).
1.Какие из этих растений имеют сложные листья-
1) клен, 2) акация, 3)береза; 4) осина; 5) клубника, 6)клевер
а) 1, 2, 3; б) 1, 2, 6;
в) 1, 3, 4; г) 2, 5, 6;
д) 2, 4, 5.
2. Какие из нижеперечисленных растений являются тенелюбивыми-
1) дягиль, 2) василек луговой, 3) ковыль; 4) купена; 5)подснежник; 6)полынь; 7)ива.
а) 1, 3; б) 1, 6;
в) 1, 4; г) 2, 7;
д) 3, 5.
3.В клетках каких организмов не происходит фагоцитоз–
1)растений, 2)инфузорий, 3)бактерий; 4)грибов; 5)лейкоцитах человека; 6)фагоцитах человека.
а) 1, 3, 4; б) 1, 4, 5;
в) 2, 3, 6; г) 2, 4, 5;
д) 3, 5, 6.
4.Какие части и органоиды клетки содержат молекулы ДНК –
1)митохондрии, 2)рибосомы, 3)хлоропласты; 4)комплекс Гольджи; 5)ядро;6)плазматическая мембрана.
а) 1, 2, 4; б) 1, 3, 5;
в) 1, 4, 5; г) 2, 3, 6;
д) 2, 5, 6.
5. Комплекс Гольджи в клетке участвует -
1)в биосинтезе белка, 2)в реакциях фотосинтеза, 3)накоплении в пузырьках и цистернах белков, жиров и углеводов; 4обновлении и росте плазматической мембраны); 5)хранении наследственной информации, 6)образовании лизосом.
а) 1,4,6; б) 3,4,6;
в) 2,4,5; г) 2,5,6;
д) 3,5,6.
6.Какие методы используются для изучения клетки–
1)микроскопии, 2)генеалогический, 3) меченых атомов; 4)близнецовый; 5)центрифугирования; 6)гибридологический
а) 1, 3, 5; б) 1, 2, 4;
в) 1, 3, 4; г) 2, 3, 5;
д) 2, 4, 5.
7.Выберите признаки растений семейства Лилейные–
1)видоизмененные листья, 2)плоды боб или стручок , 3)плоды ягода или коробочка; 4)цветки трехчленного типа с простым околоцветником; 5)жилкование листьев сетчатое; 6)видоизмененные подземные побеги-луковицы и корневище.
а) 1, 3, 5; б) 1, 5, 6;
в) 1, 4, 6; г) 2, 3, 4;
д) 3, 4, 6.
8.Сходство клеток цианобактерий и растений состоит в том, что они имеют –
1)оформленное ядро, 2)цитоплазму, 3)митохондрии; 4)автотрофное питание; 5)пластиды; 6)рибосомы.
а) 1, 3, 4; б) 1, 4, 5;
в) 2, 3, 6; г) 2, 4, 5;
д) 3, 5, 6.
9. Выберите признаки характерные для паразитических червей –
1)анаэробное дыхание, 2)наличие мышечной системы, 3)развитие со сменой хозяев; 4)сложный жизненный цикл; 5)простой цикл развития;6)наличие ресничек.
а) 1, 2, 4; б) 1, 3, 4;
в) 1, 4, 5; г) 2, 3, 5;
д) 2, 5, 6.
10. Приспособление земноводных к жизни на суше-
1)конечности рычажного типа, 2)глаза с подвижными веками, 3)перепонки между пальцев; 4)боковая линия; 5)холоднокровность, 6)легочное дыхание.
а) 1,4,6; б) 1,3,4;
в) 2,4,5; г)1, 2,6;
д) 3,5,6.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых
следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1. Корень это орган растения, укрепляющий его в почве и обеспечивающий растение водой и органическими веществами.
2. Камбий это слой живых клеток способных делиться и образовывать клетки других тканей.
3. Зона проведения расположена за зоной всасывания.
4. Луковицы это видоизмененный подземный побег.
5. Покрова семязачатка, разрастаясь, превращаются в семенную кожуру.
6. У гороха плод-стручок.
7. У окуня нет кости, соединяющих скелет брюшных плавников с позвоночником.
8. Голова лягушки неподвижна сочленяются с туловищем.
9 . Цевка у птиц обеспечивает прочность пояса передних конечностей.
10. Бивни слона это видоизмененные резцы верхней челюсти.
11. Поджелудочная железа вырабатывает гормоны и ферменты.
12. Работа вегетативной нервной системы подчинена воли человека.
13. Вторичная структура белка представлена спиралью или складчатым слоем.
14. В процессе пиноцитоза происходит поглощение жидкости.
15. Строительство гнезда для высиживания кладки яиц – пример межвидовой борьбы за существование.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
|
||||
|
|
|
|
|
|
Часть 4.Установите соответствие. Максимальное количество баллов, которое можно набрать –10.
1.Установите соответствие между признаком клетки и ее вида
Признаки клетки Вид клетки
А. Отсутствуют митохондрии 1.Бактериальная Б. Имеет оформленное ядро 2.Клетка гриба
В. Имеется одна кольцевая хромосома
Г. Имеются все органоиды
Д. Отсутствует комплекс Гольджи.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
2.Установите соответствие между заболеванием, которое возникает в результате нарушения деятельности железы, и ее названием
Заболевание Железа
А. Гигантизм 1.гипофиз Б. Базедова болезнь 2.щитовидная железа
В. Микседема
Г. Акромегалия
Д. Кретинизм.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|